Автор: Соколова Лилиана Викторовна
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.
Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
С татья.doc
Категории конференций: «Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС»
Кожа человека. Влияние татуировок на организм.
Автор: Седых Сабина Егоровна
Веяния современной моды захватывают подрастающее поколение. Часто молодежь, следуя моде, пренебрегает рисками серьезных последствий. И насколько это безопасно, задумываются редко. Ради красоты люди готовы на всё. Они прибегают к разным способам модификации своего тела. Но мало кто задумывается о последствиях такой красоты.
учитель иностранных языков
Автор: Гализитдинова Татьяна Владимировна
Применение согласования времен в косвенной речи, правила перевода наречий в соответствующие времени, практические упражнения.
Прямая и косвенная речь 2.pdf
Региональный уровень «Космонавтом стать хочу, пусть меня научат»
Автор: Терентьева Любовь Васильевна
• развивать у детей физические качества: гибкость, координацию движений, силу мышц рук, ног, плечевого пояса, выносливость, стремление преодолеть трудности.
Документ Microsoft Word (2).docx
Экономическая кибернетика
Автор: Хамидуллина Альбина Асфановна
КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ
КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ, область науки, изучающая движение информации в экономике и её влияние на экономич. процессы; является приложением общих идей кибернетики и теории систем к экономич. системам. К. э. возникла на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономию. Объект К. э. – экономика в целом и идущие в ней процессы; предмет – информац. аспект экономики и экономич. процессов; методы – моделирование и системный анализ.
Гл. элементы К. э.: 1) системный анализ; 2) сложные системы, иерархические системы, иерархия моделей; 3) управление в иерархич. системах; 4) согласование целей в иерархич. системах; графы целей; 5) информация и энтропия; 6) оптимизация потоков информации в задачах управления; 7) контроль и управление в организац. системах; 8) задачи классификации; 9) комплексная оценка системы и оценки подсистем, интегральные оценки; 10) кибернетич. модели социальных и экономич. систем.
К. э. состоит из трёх осн. разделов: теории экономич. систем, теории экономич. информации и теории управляющих систем в экономике. Экономические системы трактуются в К. э. как системы, включающие следующие подсистемы: производственную, или ресурсно-технологическую; институциональную, или организационно-управленческую; социальную. Их общность и интеграция в единую экономич. систему с точки зрения К. э. обеспечивается осуществляющимися в них процессами произ-ва и преобразования информации в форме принятия решений отд. субъектами, действующими в экономике. Экономич. системы, состоящие из названных подсистем, являются саморазвивающимися. Внутр. источником развития выступают интересы и цели индивидов как неотъемлемые элементы любой экономич. системы. Направленность и характер развития системы определяются её социально-экономич. генотипом – информац. механизмом, обеспечивающим воспроизводство осн. свойств системы, обусловливающих её качественное своеобразие. При анализе экономич. систем в К. э. применяется принцип двойственного рассмотрения, в соответствии с которым любую систему следует трактовать как относительно обособленную систему, имеющую собств. цели, и как подсистему более широкой надсистемы, т. е. она должна удовлетворять предъявляемые к ней требования.
Разнообразные факторы, влияющие на экономику и экономич. процессы, с разной полнотой учитываются субъектами при принятии решений, а сам процесс принятия решений трактуется как деятельность, сопряжённая с расходованием ограниченных ресурсов. В этом плане К. э. близка к экономич. теории трансакционных издержек и разделяет концепцию ограниченной рациональности, хотя в ней на начальных стадиях её становления эти понятия и не использовались.
По характеру движения информации экономич. системы подразделяются на децентрализованные (рыночные) и централизованные (планируемые). В децентрализованных системах поиск состояния равновесия происходит за счёт согласования решений, принимаемых продавцами и покупателями в ходе заключения сделок. Сами решения опираются на информацию, собираемую участниками сделок. Распределение ресурсов между субъектами сделок определяет общие пропорции распределения ресурсов в экономич. системах. Пример децентрализованных систем – нац. экономики.
В централизованных системах распределение ресурсов – следствие решений, принимаемых планирующим и управляющим центром, которому для принятия таких решений необходимо собрать и переработать информацию о производств. возможностях непосредственных пользователей ресурсов. Поскольку предоставление точной информации о таких возможностях может означать для пользователя установление напряжённых производств. заданий, у исполнителей всегда есть стимулы к искажению информации, предоставлению в управляющий центр заниженных сведений о своих возможностях. Примеры централизов. систем – фирмы, корпорации, предприятия.
Теория экономической информации, как часть К. э., исследует все осн. аспекты информации, обращающейся в экономич. системах: знаковые формы её представления – экономич. показатели, семантику экономич. показателей, их соотношение с измеряемыми процессами и явлениями, направления их использования в процессах принятия решений. Важное направление в теории экономич. информации – компьютеризация процессов сбора и обработки данных, оптимизация этих процессов как по смысловым, так и по экономич. параметрам.
image.jpg
МАДОУ «Детский сад №39» МО «ЛГО»
Автор: Светлана Михайловна Казакова
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность специалистов детского сада.
текст конференция.docx
Взаимодействие с родителями по организации здоровьесбережения дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Автор: Жуйкова Елена Сергеевна
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников. И что бы занятия физической культурой были интересны и увлекательны детям, воспитателями разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.
статья по здоровьесбережению.odt
«Здоровьесбережение – как условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях ФГОС»
Автор: Булгакова Татьяна Алексеевна
Проблема в питании студентов
Автор: Буллахова Альбина Магамедовна
О том, как важно правильно питаться.
Проблема в питании студентов.docx
педагог дополнительного образования
Автор: Евгения Олеговна Медведева
здоровье-для детей
Травматизм в танце.docx