Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Автор: Соколова Лилиана Викторовна
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности подростка.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.
Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифферецированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
С татья.doc

Кожа человека. Влияние татуировок на организм.

Автор: Седых Сабина Егоровна
Веяния современной моды захватывают подрастающее поколение. Часто молодежь, следуя моде, пренебрегает рисками серьезных последствий. И насколько это безопасно, задумываются редко. Ради красоты люди готовы на всё. Они прибегают к разным способам модификации своего тела. Но мало кто задумывается о последствиях такой красоты.

КОЖА ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ТАТУИРОВОК НА ОРГАНИЗМ..pptx

Региональный уровень «Космонавтом стать хочу, пусть меня научат»

Автор: Терентьева Любовь Васильевна
• развивать у детей физические качества: гибкость, координацию движений, силу мышц рук, ног, плечевого пояса, выносливость, стремление преодолеть трудности.
Документ Microsoft Word (2).docx

Экономическая кибернетика

Автор: Хамидуллина Альбина Асфановна
КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ
КИБЕРНЕ́ТИКА ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ, об­ласть нау­ки, изу­чаю­щая дви­же­ние ин­фор­ма­ции в эко­но­ми­ке и её влия­ние на эко­но­мич. про­цес­сы; яв­ля­ет­ся при­ло­же­ни­ем об­щих идей ки­бер­не­ти­ки и тео­рии сис­тем к эко­но­мич. сис­те­мам. К. э. воз­ник­ла на сты­ке ма­те­ма­ти­ки и ки­бер­не­ти­ки с эко­но­ми­кой, вклю­чая ма­те­ма­ти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние, ис­сле­до­ва­ние опе­ра­ций, эко­но­ми­ко-ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли, эко­но­мет­ри­ку и ма­те­ма­ти­че­скую эко­но­мию. Объ­ект К. э. – эко­но­ми­ка в це­лом и иду­щие в ней про­цес­сы; пред­мет – ин­фор­мац. ас­пект эко­но­ми­ки и эко­но­мич. про­цес­сов; ме­то­ды – мо­де­ли­ро­ва­ние и сис­тем­ный ана­лиз.
Гл. эле­мен­ты К. э.: 1) сис­тем­ный ана­лиз; 2) слож­ные сис­те­мы, ие­рар­хи­че­ские сис­те­мы, ие­рар­хия мо­де­лей; 3) управ­ле­ние в ие­рар­хич. сис­те­мах; 4) со­гла­со­ва­ние це­лей в ие­рар­хич. сис­те­мах; гра­фы це­лей; 5) ин­фор­ма­ция и эн­тро­пия; 6) оп­ти­ми­за­ция по­то­ков ин­фор­ма­ции в за­да­чах управ­ле­ния; 7) кон­троль и управ­ление в ор­га­ни­зац. сис­те­мах; 8) за­да­чи клас­си­фи­ка­ции; 9) ком­плекс­ная оцен­ка сис­те­мы и оцен­ки под­сис­тем, ин­те­граль­ные оцен­ки; 10) ки­бер­не­тич. мо­де­ли со­ци­аль­ных и эко­но­мич. сис­тем.
К. э. со­сто­ит из трёх осн. раз­де­лов: тео­рии эко­но­мич. сис­тем, тео­рии эко­но­мич. ин­фор­ма­ции и тео­рии управ­ляю­щих сис­тем в эко­но­ми­ке. Эко­но­ми­че­ские сис­те­мы трак­ту­ют­ся в К. э. как сис­те­мы, вклю­чаю­щие сле­дую­щие под­сис­те­мы: про­из­вод­ст­вен­ную, или ре­сурс­но-тех­но­ло­ги­че­скую; ин­сти­ту­цио­наль­ную, или ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­скую; со­ци­аль­ную. Их общ­ность и ин­те­гра­ция в еди­ную эко­но­мич. сис­те­му с точ­ки зре­ния К. э. обес­пе­чи­ва­ет­ся осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми­ся в них про­цес­са­ми про­из-ва и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции в фор­ме при­ня­тия ре­ше­ний отд. субъ­ек­та­ми, дей­ст­вую­щи­ми в эко­но­ми­ке. Эко­но­мич. сис­те­мы, со­стоя­щие из на­зван­ных под­сис­тем, яв­ля­ют­ся са­мо­раз­ви­ваю­щи­ми­ся. Внутр. ис­точ­ни­ком раз­ви­тия вы­сту­па­ют ин­те­ре­сы и це­ли ин­ди­ви­дов как не­отъ­ем­ле­мые эле­мен­ты лю­бой эко­но­мич. сис­те­мы. На­прав­лен­ность и ха­рак­тер раз­ви­тия сис­те­мы оп­ре­де­ля­ют­ся её со­ци­аль­но-эко­но­мич. ге­но­ти­пом – ин­фор­мац. ме­ха­низ­мом, обес­пе­чи­ваю­щим вос­про­из­вод­ст­во осн. свойств сис­те­мы, обу­слов­ли­ваю­щих её ка­че­ст­вен­ное свое­об­ра­зие. При ана­ли­зе эко­но­мич. сис­тем в К. э. при­ме­ня­ет­ся прин­цип двой­ст­вен­но­го рас­смот­ре­ния, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым лю­бую сис­те­му сле­ду­ет трак­то­вать как от­но­си­тель­но обо­соб­лен­ную сис­те­му, имею­щую собств. це­ли, и как под­сис­те­му бо­лее ши­ро­кой над­сис­те­мы, т. е. она долж­на удов­ле­тво­рять предъ­яв­ляе­мые к ней тре­бо­ва­ния.
Раз­но­об­раз­ные фак­то­ры, влияю­щие на эко­но­ми­ку и эко­но­мич. про­цес­сы, с раз­ной пол­но­той учи­ты­ва­ют­ся субъ­ек­та­ми при при­ня­тии ре­ше­ний, а сам про­цесс при­ня­тия ре­ше­ний трак­ту­ет­ся как дея­тель­ность, со­пря­жён­ная с рас­хо­до­ва­ни­ем ог­ра­ни­чен­ных ре­сур­сов. В этом пла­не К. э. близ­ка к эко­но­мич. тео­рии тран­сак­ци­он­ных из­дер­жек и раз­де­ля­ет кон­цеп­цию ог­ра­ни­чен­ной ра­цио­наль­но­сти, хо­тя в ней на на­чаль­ных ста­ди­ях её ста­нов­ле­ния эти по­ня­тия и не ис­поль­зо­ва­лись.
По ха­рак­те­ру дви­же­ния ин­фор­ма­ции эко­но­мич. сис­те­мы под­раз­де­ля­ют­ся на де­цен­тра­ли­зо­ван­ные (ры­ноч­ные) и цен­тра­ли­зо­ван­ные (пла­ни­руе­мые). В де­цен­тра­ли­зо­ван­ных сис­те­мах по­иск со­стоя­ния рав­но­ве­сия про­ис­хо­дит за счёт со­гла­со­ва­ния ре­ше­ний, при­ни­мае­мых про­дав­ца­ми и по­ку­па­те­ля­ми в хо­де за­клю­че­ния сде­лок. Са­ми ре­ше­ния опи­ра­ют­ся на ин­фор­ма­цию, со­би­рае­мую уча­ст­ни­ка­ми сде­лок. Рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов ме­ж­ду субъ­ек­та­ми сде­лок оп­ре­де­ля­ет об­щие про­пор­ции рас­пре­де­ле­ния ре­сур­сов в эко­но­мич. сис­те­мах. При­мер де­цен­тра­ли­зо­ван­ных сис­тем – нац. эко­но­ми­ки.
В цен­тра­ли­зо­ван­ных сис­те­мах рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов – след­ст­вие ре­ше­ний, при­ни­мае­мых пла­ни­рую­щим и управ­ляю­щим цен­тром, ко­то­ро­му для при­ня­тия та­ких ре­ше­ний не­об­хо­ди­мо со­брать и пе­ре­ра­бо­тать ин­фор­ма­цию о про­из­водств. воз­мож­но­стях не­по­сред­ст­вен­ных поль­зо­ва­те­лей ре­сур­сов. По­сколь­ку пре­дос­тав­ле­ние точ­ной ин­фор­ма­ции о та­ких воз­мож­но­стях мо­жет оз­на­чать для поль­зо­ва­те­ля ус­та­нов­ле­ние на­пря­жён­ных про­из­водств. за­да­ний, у ис­пол­ни­те­лей все­гда есть сти­му­лы к ис­ка­же­нию ин­фор­ма­ции, пре­дос­тав­ле­нию в управ­ляю­щий центр за­ни­жен­ных све­де­ний о сво­их воз­мож­но­стях. При­ме­ры цен­тра­ли­зов. сис­тем – фир­мы, кор­по­ра­ции, пред­при­ятия.
Тео­рия эко­но­ми­че­ской ин­фор­ма­ции, как часть К. э., ис­сле­ду­ет все осн. ас­пек­ты ин­фор­ма­ции, об­ра­щаю­щей­ся в эко­но­мич. сис­те­мах: зна­ко­вые фор­мы её пред­став­ле­ния – эко­но­мич. по­ка­за­те­ли, се­ман­ти­ку эко­но­мич. по­ка­за­те­лей, их со­от­но­ше­ние с из­ме­ряе­мы­ми про­цес­са­ми и яв­ле­ния­ми, на­прав­ле­ния их ис­поль­зо­ва­ния в про­цес­сах при­ня­тия ре­ше­ний. Важ­ное на­прав­ле­ние в тео­рии эко­но­мич. ин­фор­ма­ции – ком­пь­ю­те­ри­за­ция про­цес­сов сбо­ра и об­ра­бот­ки дан­ных, оп­ти­ми­за­ция этих про­цес­сов как по смы­сло­вым, так и по эко­но­мич. па­ра­мет­рам.
image.jpg

МАДОУ «Детский сад №39» МО «ЛГО»

Автор: Светлана Михайловна Казакова
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность специалистов детского сада.
текст конференция.docx

Взаимодействие с родителями по организации здоровьесбережения дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Автор: Жуйкова Елена Сергеевна
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников. И что бы занятия физической культурой были интересны и увлекательны детям, воспитателями разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.
статья по здоровьесбережению.odt