«Адаптация и социализация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Автор: Ковешникова Ольга Игоревна
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Проект адаптация и социализация.docx

воспитатель

Автор: Наталья Вячеславовна Бойкова
Включает разделы: значение театрализованной деятельности для развития детей, задачи и особенности работы с детьми разных возрастов — младшие дошкольники, средний возраст, старшие дошкольники и дети подготовительной к школе группы.

конференция.docx

Консультация для педагогов «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Автор: Мендель Алена Андреевна
Консультация для педагогов
«Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Детский возраст — время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.

Консультация для педагогов.docx

Организация развивающей работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактиивности

Автор: Архипова Олеся Владимировна
«Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом» Вовенарг
«Не может управлять другими тот, кто не в состоянии справиться с самим собой» Английская пословица
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет он окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка \»отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Организация развивающей работы с детьми с СДВГ.docx

Воспитатель

Автор: Евгения Сергеевна Сергина
Развитие речи дошкольника
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из телевизионных передач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность — «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
 внимания;
 мышления;
 зрительной памяти;
 воображения;
 пространственной ориентации;
 связной речи.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: \»Ум ребенка находится на кончиках его пальцев\», \»Рука – это инструмент всех инструментов\», – заключал еще Аристотель. \»Рука – это своего рода внешний мозг\», – писал Кант.
Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Работа по развитию мелкой моторики
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
 Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
 Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
 Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
 Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
 Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
 Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
 Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
 Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
 Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
 Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.
Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита. Возможность самостоятельно выполнять действия, которые раньше были доступны только взрослым, всегда очень мотивирует ребенка и переводит его на новый этап развития.
Во-вторых, при тренировке ручек и пальчиков улучшаются графические навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.
Стоит отметить также, что при развитии мелкой моторики рисунки становятся правдоподобнее и с большим успехом передают то, что задумал нарисовать малыш.
В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.
Проекция кисти в коре больших полушарий занимает почти 1/3 от общего размера. Соответственно, если деятельность активирует около 30% ресурсов головного мозга, это значительно улучшает умственные способности ребенка, память и восприятие, ускоряет мыслительные процессы.
И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас. Дети с хорошо развитой координацией рук, как правило, хорошо говорят, умеют логично рассуждать, объяснять.

Дидактические средства развития мелкой моторики
Мелкую моторику рук развивают:
o пальчиковая гимнастика;
o упражнения с массажным мячом;
o пальчиковый театр;
o массаж ладошек;
o пластилинография;
o игры-моталочки;
o ниткография;
o тренажер для вырезания;
o рисование пальчиками, ладонью.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
 игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
 ладушки
 разрывание бумаги
 перелистывание страниц
 бусы
 вкладыши-мисочки
 крупы
 баночки с крупами
 рисование на песке
 горошина
 завинчивание крышек
 застегивание, расстегивание и шнуровка
 лепка
 рисование и раскрашивание
 собирание мозаик и пазлов
 вырезание
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.doc