Автор: Савельева Алиса Игоревна
Педагогические способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, которые отвечают требованиям профессиональной деятельности и определяют успех в её овладении. 12
Некоторые виды педагогических способностей:
Дидактические. Умение передавать учебный материал, делая его доступным, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. 4
Академические. Потребность постоянно углублять и расширять знания, совершенствовать умения и навыки. 1
Перцептивные. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. 4
Речевые. Способность ясно и чётко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 4
Организаторские. Способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также способность правильно организовать свою собственную работу. 4
Авторитарные. Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 4
Коммуникативные. Способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения. 4
Педагогическое воображение. Способность предвидеть последствия своих действий, «проектировать» личность учащегося, прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. 34
Для развития педагогических способностей необходимо постоянно учиться, заниматься самоанализом, общаться с коллегами, развивать личностные качества. Некоторые из них можно тренировать самостоятельно с помощью специальных несложных упражнений, для совершенствования других необходимо посещать тренинги или курсы. 1
Также для развития педагогических способностей рекомендуют читать специальную литературу по педагогике и психологии, наблюдать за более опытными учителями и анализировать собственную деятельность.
Статья.docx