Автор: Евсеева Наталья Анатольевна Рачкова Венера Ивановна
Интеллектуальное развитие дошкольников – важная часть общего психического
развития ребёнка, его подготовки к школьному обучению. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте.
Современные требования ФГОС ставят перед педагогами задачу целенаправленного
формировании познавательных способностей детей, посещающих ДОУ, в том числе и у детей с ОВЗ. У дошкольников с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Поэтому педагогическое воздействие на интеллектуальное развитие дошкольников с ЗПР – сложное дело. Однако дети данной категории имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Необходимо, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Для этого могут быть использованы различные педагогические приемы.
В работе с дошкольниками с ЗПР мы используем игровые комплексы, создающие условия для развития интеллектуальных способностей. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате взаимодействия ребёнка с другими людьми в общении, деятельности. В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, а значит
игра-это самый эффективный способ развития интеллектуальных способностей детей.
В основу построения игровых комплексов положены общеизвестные дидактические игры, развивающие внимание, память, мыслительные операции, и модификации этих игр. Эффективность использования игровых заданий, упражнений в развитии интеллектуальных способностей дошкольников научно обоснована в исследованиях, проведённых в области возрастной и педагогической психологии.
Основной целью использования игрового комплекса является стимулирование познавательной активности, развитие всех психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление).