Современный урок и внеурочная деятельность в нашей школе.

Автор: Трегубенко Елена Ивановна
Современный урок и внеурочная деятельность в нашей школе.
(Слайд 1)
Очень рада видеть всех вас на нашем семинаре. Вы согласитесь, что последние 2-3 года на всех семинарах, которые мы посещали, независимо от выбранной темы, 4 буквы присутствовали неизменно.
Конечно, сегодня слово ФГОС уже полностью вошло в нашу школьную жизнь. Но разве ещё раньше мы сами не задумывались над тем, почему наши ученики теряют интерес к учению, хотя мы стали опытнее, мудрее…?
( Слайд 2)
Что надо изменить в современной школе, чтобы слова Сухомлинского не остались просто красивыми словами?
Осознавали, что причин этого негативного явления много и они неоднозначны:
(Слайд 3)
-перегрузка учеников однообразным учебным материалом;
– методы, приёмы и формы организации учебного процесса стали несовершенны;
– ограниченные возможности детей для творческого самопроявления.
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е., творческого в широком смысле этого слова.
Сегодня школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. И, конечно, мы стремимся, чтобы…
(Слайд 4)
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.
(Слайд 5) (На слайдах видно, что наша школа оснащена достаточно хорошо.)
(Слайд 6)

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету была и есть дидактическая игра:
(Слайд 7)
Именно она
-помогает снять чувство усталости;
-раскрывает способности детей, их индивидуальность;
-усиливает непроизвольное запоминание.
(Слайд 8)
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.
(Слайд 9)
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Очень важны игры-драматизации
(Слайд 10)
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка.
(Слайд 11)
Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок. Этим мы занимаемся и на уроках и во внеурочной деятельности. «Театр, творчество, дети» – этот модуль ребята посещают с огромным желанием.

(Слайд 12)
Проблемно-диалогическая технология просто необходима на современном уроке.
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как он уверен, что до всего додумался сам, а это очень мотивирует на дальнейшую деятельность.

(Слайд 13)
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые \”вырабатывают и утверждают сами\”:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет \”право на ошибку\”).
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: \”Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно\”.
(Свой пример)
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

(Слайд 14)
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.

(Слайд 15)
(Цели использования ИКТ перед вами.)
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не навреди» Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

(Слайд 16)
Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку.
(Слайд 17).
Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Детям нужен успех!!! Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру.

Многие дети быстрее раскрываются во внеурочной деятельности; из собственного опыта понимаем, как она важна для современного человека.
Многое, что помогало мне в жизни: определённые лидерские качества, наличие надёжных друзей, лёгкость в общении, налаживание нужных контактов – это благодаря активной жизненной позиции именно в школьные годы. Тимуровское движение, районные зарницы, областные олимпиады, сборы макулатуры и металлолома, смотры художественной самодеятельности, борьба за звание правофлангового отряда, награда путёвкой в Артек – разве это можно забыть? Пионерское и комсомольское движение ушло в прошлое, а взамен долгие годы мы не получали ничего…
Сегодня внеурочной деятельности уделяется огромное значение, и наша школа не исключение.
(Слайд 18)
«Что? Где? Когда?», «Брейн-ринги», «Умники и умницы», шашечные турниры, парусный спорт, театрализованная и проектная деятельность, многочисленные акции милосердия,
(Слайд 19)
«Предметные недели», сетевое сотрудничество, спортивные мероприятия,
(Слайд 20)
участия в творческих конкурсах различного уровня – вот неполный список тех мероприятий, в которых наши школьники выступают самыми активными участниками!
Некоторые из них Вы сегодня увидите на нашем семинаре.

(Слайд 21)
А самое главное, что у нас есть прекрасные учителя, которые идут в ногу со временем, именно они помогают детям добиваться предметных, метапредметных и, конечно, личностных результатов!

Современный урок в начальной школе.docx