Проектная деятельность обучающихся на уроках химии

Автор: Татьяна Михайловна Понизова
Методическая разработка на тему: Проектная деятельность обучающихся на уроках химии
Понизова Татьяна Михайловна, учитель химии
В последнее время все больше внимания уделяется применению технологий проектирования в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Возникла проблема: как при малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но «по верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектировочная деятельность.
В ГБОУ СЛИ №2, где я работаю, сформирована среда, позволяющая решить проблему разноуровневой подготовки учащихся. Каждый работает в своем темпе и является создателем и носителем уникального опыта по освоению проектировочных навыков и умений. Оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старания самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе – является хорошим стимулом для дальнейшего обучения. Использование технологии проектировочной деятельности привело к повышению уровня мотивации учащихся через осознанное отношение к учебе, появились реальные условия для бесконфликтной педагогики, обучения самоанализу, воспитания самокритичности и рефлексии. Изменился взгляд на образование, понятие «Ты должен» заменяем «Я помогу тебе». На предмете «Химия» технология проектирования помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познания, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики вместе от проекта к проекту работают над этим. В основе проектировочной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического интеллекта.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Непременным условием проектировочной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана программ и организация деятельности по реализации проекта), включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.Проектировочная деятельность может применяться в изучении всех предметов. Примеры использования проектировочной деятельности в работе позволили выделить значимые для педагогики положительные стороны этой деятельности:
– направленность на индивидуализацию обучения;
– активизацию учения;
– стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Конечно же, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов выявляет и слабые стороны этого метода:
– недостаточность формирования теоретического мышления учащихся;
– сведение роли учителя только консультативной.
Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Одним из способов организации самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех учащихся класса, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми могут быть:Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, практико-ориентированный и пр.Доминирующий в проекте содержательный аспект: естественно-научные исследования, экологические, географические, исторические исследования.
Характер координации проекта: непосредственный, жесткий, гибкий.
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые).
По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газеты, видеофильмы, экспедиции и пр.).
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.Реализация проектировочной деятельности и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций, появляется возможность разработки телекоммуникационных проектов. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:– предусматриваются множественные или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим и прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;– предусматривается сравнительное изучение того или иного явления, события, имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения.
Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.

Проектная деятельность обучащихся на уроке химии.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *