Обобщение педагогического опыта ” Развитие креативности дошкольников посредством оригами”.

Автор: Колчина Марина Естефеевна
Проект «Оригами в детском саду»
Актуальность
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою дея¬тельность, получать положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получа¬ют различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер, пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у дошкольников.
Овладение конструктивными навыками и куль¬турой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Новизна проекта заключается в том, что ребѐнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс геометрии, «встроенный» в проект, позволяет дошкольнику приобрести начальные сведения по математике.
Проблема.Недостаточная степень развития конструктивных умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания и сгибания бумаги. Это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Цель:развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи:
познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
развивать все компоненты связной речи: грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер, пространственную ориентировку;
использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
развивать художественный вкус, творческие способности;
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
воспитывать интерес к искусству оригами.
Участники проекта:
дети старшей группы
воспитатели
родители
Тип проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Поэтапный план реализации проекта
I этап – организационный:
разработка нормативно-правовой базы;
создание проблемы, постановка цели и задач;
предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
подбор методической, познавательной и художественной литературы;
изучение методической литературы по данному вопросу;
подбор наглядного иллюстрированного материала;
подбор материала для продуктивной деятельности детей;
составление комплексно-тематического плана;
подготовка консультаций, рекомендаций для родителей.

II этап – внедренческий
планирование деятельности в рамках проекта;
выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями;
обновление предметно-развивающей среды;
пропаганда педагогических знаний среди родителей;
рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами;
знакомство с техникой изготовления оригами;
непосредственно-образовательная деятельность по конструированию из бумаги (оригами).
III этап – результативный
анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;
создание альбома «Пооперационные карты для занятий по оригами»;
мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Оригами для дошкольников»;
выставка совместного детского творчества с родителями «Фабрика Деда Мороза»;
составление альбома лучших работ;
презентация результатов проекта.
Ожидаемые результаты
Предполагаем, что в результате реализации данного проекта дети:
познакомятся с искусством оригами;
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности; мелкую моторику рук и глазомер;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

оригами.docx