Логопедическое занятие Тема: Практическое овладение составлением рассказа по картине «Слоненок»

Автор: Кравцова Наталья Николаевна
Я работаю учителем – логопедом в школе более 25 лет. Основная работа ведётся по программе «Профилактика и коррекция нарушений письменной и устной речи у учащихся в начальных классах».
У многих учеников – логопатов нет ярко выраженных нарушений речи, но работать таким детям в классе со всеми ребятами всё же сложно. Логопаты не успевают справиться с заданиями на уроке в полном объёме, им нужно больше времени для усвоения темы, отработки её. Поэтому роль учителя –логопеда – прийти на помощь таким обучающимся и вооружить их соответствующими знаниями.
В течение длительного времени я занималась разработкой занятий для детей с ЗПР и ОНР учащихся общеобразовательной школы. У нас школа небольшая, но в каждом классе есть ребята, которым нужна логопедическая помощь. Это и ребята с ОНР 3 уровня, и ребята с нарушениями речи, небольшими отклонениями в интеллекте. Предлагаю разработки занятий по коррекционной работе на уровне текста. Такие занятия помогут подготовить ребят с ЗПР и ОНР 3 уровня к написанию сочинений, изложений, составлению рассказов по предметным и сюжетным картинкам. Все они взяты из логопедической практики.
1. Логопедическое занятие
Тема: Практическое овладение составлением рассказа по картине «Слоненок»
Цель: Учить составлять описательный рассказ по предметной картине. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки и качества. Упражнять в употреблении прилагательных и причастий настоящего времени, их согласование с именем существительным. Развивать связную речь, слуховое внимание, память, творческое мышление.
Задачи: Коррекционная: устранение и предупреждение лексических ошибок при составлении сложных предложений; введение в связную речь дифференцированных звуков.
Развивающая : развивать смысловое значение употребления оттеночной лексики; развивать зрительно – пространственное представление.
Образовательная: грамматически правильно строить сложно –сочинённые и сложно –подчиненные предложения. Закрепить знания в подборе синонимов к словам. Продолжать работу по развитию связной речи, последовательности и целостности высказываний.
Воспитательная : Формировать взаимопонимание, доброжелательность, навыки сотрудничества.
Ход занятия. Здравствуйте, ребята. (приветствуют, стоя). Вижу, что вы готовы к занятию. Приглашаю тех сесть, кто подберёт синонимы к слову «добрый» .
Ребята, называя синонимы (приветливый, доброжелательный, комфортный, положительный, добродушный, дружелюбный) , садятся на свои места.
-Видно, что вы все обладаете этими качествами. Сразу улучшилось настроение, и вы справитесь со всеми трудностями, с которыми придётся столкнуться сегодня.
Начнём наше занятие традиционно – с гимнастики для язычка. (Дети работают с зеркалами, выполняя гимнастику). Предлагаю вам вспомнить чистоговорку на звук (л).
Ла-ла-ла – нету ножки у стола
Лы-лы-лы – чистые полы
Лу-лу-лу- я иду к столу
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Скороговорку предлагаю выбрать по желанию. Проговаривать скороговорки лучше перед зеркалом, отслеживая чёткую мимику лица.
– Теперь вы готовы узнать, какая тема занятия на сегодня. Мы будем составлять описательный рассказ по предметной картине. Название картины я для вас зашифровала. (На интерактивной доске выводится ряд букв) Русские буквы спрятались среди иностранных. (сgлhjоlнdёнtоwк). Выберите только буквы русского алфавита, сохраняя их последовательность. Скажите, какое слово я зашифровала? (Слонёнок). Молодцы, догадались быстро. Вот и слонёнок ( На интерактивную доску выводится картинка слонёнка).
– Видно, что это не взрослый слон. Как ещё по-другому можно назвать изображение?
( слоник, малыш, детёныш).
– Почему вы решили, что это детёныш? (Мало морщин, удивлённый вид, короткие бивни, смешной).
При составлении предложений участвует каждый ребёнок. Он становиться «хозяином» своего предложения, стараясь его запомнить. Лучше при составлении детьми предложений называть его последовательность – первое, второе, третье предложение. Так, ребята со слабой памятью скорее запомнят последовательность предложений в рассказе.
– Какие части тела мы видим у слоника? (Хобот, бивни, ноги… Добиваться ответов полных, предложения строить распространённые)
– Какого цвета слонёнок? Какие оттенки цветов вы видите? (розово –серый, серо –розовый).
– В какое время суток слон может стать розовым – днём, на рассвете или ночью? (выбрать вариант ответа и составить об этом предложение)
– С какой стороны светит солнышко – спереди, сзади или сбоку? Почему вы так считаете?
– Какое настроение у слоника? (хорошее, доброе, удивлённое, счастливое, слегка любопытное).
– Как вы думаете, какой характер у слоника? Почему вы так решили? Пофантазируйте, почему у слоника может быть хорошее настроение? (День рождения, и он встал пораньше, ожидая подарков; увидел бабочку ранним утром на цветке и т.п.)
– Теперь попробуйте вспомнить все предложения, которые вы составляли про слоника. У вас получится рассказ. У кого из ребят первое предложение? Второе?
Каждый «хозяин» предложения произносит своё. Получается совместный рассказ.
– Давайте придумаем название к рассказу. («Слонёнок», «Удивительный слонёнок», «Добрый слоник»)
– Теперь кто – то один попробует составить весь рассказ. Но если чьё –то предложение он забудет, «хозяин» предложения может прийти на помощь. Можно предложить ещё кому-нибудь из ребят составить рассказ. Ребята сравнивают, у кого получился он более красочный, яркий, добрый.
Гимнастика для глаз (см. «Материал к занятию»)
– А теперь предлагаю прочитать деформированный текст, который тоже называется «Слонёнок». (Текст лучше раздать каждому на бумажном носителе)
нёСлонок
аН этйо тикарне риснована соникл. нО итсто, вынувтя ботхо врепёд. лоСнокнё рыйсе, с зоровым отлимов. коеЯр нышкосол ан светерас титсве в нуспи. лышМа дивулён, еог вибро поднятыпри. оН бопытныйлю, брыйдо, сёлыйве.

Ребята разбирают слова – анаграммы в тексте. Затем зачитывают текст с правильным произнесением слов.
Педагог выводит на экран исправленный текст.
Слонёнок.
На этой картине нарисован слоник. Он стоит, вытянув хобот вперёд. Слонёнок серый, с розовым отливом. Яркое солнышко на рассвете светит ему в спину. Малыш удивлён, его брови приподняты. Он любопытный, добрый, весёлый.

Дети сравнивают свой рассказ с данным текстом.
– Какие предложения у вас получились такие же, как у автора рассказа, а какие лучше, красочнее?
Если остаётся время до окончания занятия, можно списать первое и последнее предложения рассказа в тетрадь. Задание: подчеркнуть все гласные в этих предложениях.
Рефлексия. 1. Что вы узнали нового на занятии? Какие новые слова вам встретились при составлении рассказа? (бивни, цветовой отлив, светло –розовый оттенок) Что у вас получилось хорошо, а над чем вам ещё надо поработать? Все молодцы. Удачи на целый день!

Материал к занятию № 1:
1. Рисунок слонёнка
2. Тексты для вывода на экран интерактивной доски или распечатывания:

1. Сgлhjоlнdёнtоwк

2. Чистоговорка:
Ла-ла-ла – нету ножки у стола
Лы-лы-лы – чистые полы
Лу-лу-лу- я иду к столу
Ло-ло-ло – на улице тепло.

3. Скороговорки:
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила.
Мила – молодчина!
Около кола колокола.
У ёлки иголки колки.

Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая иголочка.
Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки

4. нёСлонок
аН этйо тикарне риснована соникл. нО итсто, вынувтя ботхо врепёд. лоСнокнё рыйсе, с зоровым отлимов. коеЯр нышкосол ан светерас титсве в нуспи. лышМа дивулён, еог вибро поднятыпри. оН бопытныйлю, брыйдо, сёлыйве.

5. Слонёнок.
На этой картине нарисован слоник. Он стоит, вытянув хобот вперёд. Слонёнок серый, с розовым отливом. Яркое солнышко на рассвете светит ему в спину. Малыш удивлён, его брови приподняты. Он любопытный, добрый, весёлый.

6. Гимнастика для глаз.
Упражнение «Маятник».Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.
Упражнение «Жмурки». Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет — до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.
Упражнение «Переключение зрения». Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет — и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде педагога : «Далеко! Близко! »
Упражнение «Часики».Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

печать занятий.doc