Автор: Михеева Ольга Сергеевна
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна, как минимум, позволять:
— осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
— во вторых, использовать систему оценивания, как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
— также отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе;
— опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.