Автор: Дудка Наталья Васильевна
«Казачьи Забавы»
Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек! Будем петь да плясать, старину вспоминать.
Итак, приглашаем вас на казачьи забавы. А в роли казаков будут наши дети. Встречаем их.
Под весёлую казачью музыку заходят дети в зал.
Ведущий: Добрый день, вам добрые люди!
Пусть вам добро всегда будет!
Рада я вас встречать
И не дадим мы вам скучать!
Так как мы казацкого роду
Пусть в этом дружном зале
Будет радость и не будет печали!
Ведущая: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились на островах, вблизи рек.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное он охраняет границу от врагов.
Всех обычаев не счесть, казаку превыше честь,
Сабля, гордость казака, не прожить им без коня!
Ведущий:Ребята! Отгадайте загадку:
Бывает очень он строптив,
Силён,красив,да и ретив,
В галоп сорваться может он,
Вы угадали? Это …(конь)
Ведущий: Верный друг казака – конь. Он и с поля боя вынесет раненого казака, и согреет своим телом в холодную, морозную ночь. Ну, а казак тоже платил ему своей любовью: ухаживал, кормил.
А кто знает пословицы о казаке и его верном друге коне.
Казак без коня не казак. Казак сам не поест, а коня накормит. Казак с конем и ночью и днем. Добрый конь в беге, что сокол в небе.
Казак дружбу соблюдает, в беде коня не покидает.
У коня душа человечья.
Издавна повелось, чтобы померяться силой, ловкостью, и удалью молодецкой, молодые парни- казаки устраивали состязания! Ведь они –будущие защитники родной земли. Вот и мы с вами сегодня тоже устроим свои состязания и проверим насколько мы сильные и ловкие!
Я вам загадаю загадку, а в загадке скрывается название игры.
Грациозный и ретивый
Трусит он красивой гривой,
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище- Огонь
Это самый лучший……(Конь)
Ведущая: Правильно, это конь! Невозможно представить жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником казачьей жизни.
Эстафета: «На коне»
Дети делятся на две команды. Одевая папаху, в руки саблю и на коня. Бегут до ориентира и обратно, передовая эстафету другому.
Ведущий: Какие умные и шустрые дети, слушайте следующую загадку:
Есть примета у людей
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить. (подкова)
Ведущий: Верно! На Дону есть поверье старинное: «Кто найдёт подкову, тому оно счастье принесёт».
Эстафета: «Передай подкову»
Дети становятся кругом, и под музыку передают подкову, на ком музыка остановилась тот выходит в центр круга и танцует в папахе с подковой.
Эстафета: «Урожай»
Дети делятся на две команды, при помощи коромысел должны перенести урожай.
Ведущая: Какие вы молодцы! Слушайте следующую загадку.
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет-
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор
Даст материи кусочек-
Повяжи себе…..(платочек)
Танец – хоровод девочек с платочком.
Участникам раздаются разноцветные платочки. Проводится всего одна репетиция, в ходе которой Ведущий просит запомнить слова, кратко выражающие суть разучиваемых движений. Затем во время исполнения он их называет, а танцующие выполняют соответствующие движения.
Для танца используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Основные движения.
1. «Приветствуем». (Участники делают четыре шага вперед, выстраиваясь в прямую линию, затем четыре шага назад.)
2. «Красуемся». (Выполняют небольшие приседания с поворотами корпуса в разные стороны.)
3. «Стираем платочки». (Слегка наклонившись вперед, «полощут» платочки движением влево-вправо.)
4. «Сушим платочки». (Кружатся на месте с высоко поднятой правой рукой, в которой находится платочек.)
5. «Гуляем». (Из шеренги перестраиваются в круг, двигаясь по часовой стрелке.)
6. «Хвастаемся платочками». (Идут в центр круга с высокоподнятыми платочками, затем вновь расходятся в стороны.)
7. «Танцуем парами». (Разделившись на пары, соединяют правые и левые руки.)
8. «Кружимся». (Кружатся на месте по одному, взмахивая платочками.)
9. «Кланяемся». (Поклон.)
Если времени для проведения репетиции нет, можно обойтись и без нее, произнося во время звучания мелодии вышеперечисленные слова и показывая движения.
Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.
Ведущий: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится: каков казак, таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите
Ведущий: Да, не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой за строевого коня.
Только враг зашевелится, наш казак уж на коне,
Рубит колет, веселится, в неприятельской стране.
Ведущий: Раньше водопровода не было, и люди ходили за водой к колодцу или к реке. А что они брали с собой мы сейчас отгадаем в загадке.
Загадка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысла)
Вот мы сейчас проведем игру «Напои коня».
(Дети в коромыслах носят воду ,что бы напоить коня.,можно бегом)
Ведущий: А вот чай готовили в самоваре.
По казачьему обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.
На высокой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке.
Самовар стоит, словно жар горит.
На ребятушек поглядывает:
— «Ребятишек я встречаю,
Сладким чаем угощаю»
:Ведущий: Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!