Конспект ООД по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик- семицветик»

Автор: Адиятуллина Фания Фаниловна
Конспект ООД по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик- семицветик»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:
• В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
• Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления.
• Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
• Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
• Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы: цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр и флагов разных стран; разрезные картинки на тему \”Профессии\” и \”Товар\”; мольберты; проектор; интерактивная доска; ноутбук; мяч.

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева \”Цветик – семицветик\”, рассматривание денег разных стран, загадывание загадок, беседы \”Что вы знаете о семейном бюджете\”, \”Что можно купить за деньги?\”, \”Потребности человека\”.

Приветствие.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся им и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, вы помните сказку \”Цветик-семицветик\”? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и она смогла исполнить семь своих желаний. Все ли девочка получила от цветка по своему желанию? Как вы думаете, какое из желаний было самое ценное? Почему? Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все? Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем? Да, мы это покупаем на деньги. Сегодня у нас такой же цветик- семицветик . Это удивительный
цветок: на каждом его лепестке необычные задания. Если мы с вами выполним их, то станем экономически грамотными.
Воспитатель: Но прежде чем отрывать лепестки цветика- семицветика, давайте вспомним правила: слушаем внимательно задание, даем полный и правильный ответ.
Воспитатель: Отрываем первый лепесток:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть нам знайками вели!
Воспитатель: Для вас, ребята, загадка:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Как называются бумажные деньги?
Дети: Банкноты.
Воспитатель: Как называются металлические деньги? Чем они отличаются?
Дети: Монеты.
Воспитатель: Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру \”Узнай деньги разных стран\”.
На столе лежат картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Китая, Украины), а на экране изображения флагов этих стран. Вам необходимо подобрать к каждой купюре флаг той страны; сказать, как называются деньги, назвать страну.

Воспитатель: Отрываем второй лепесток.
– Ребята, а откуда мы деньги берем?
Дети: Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.
Воспитатель: А бабушки и дедушки?
Дети: Получают пенсию.
Воспитатель: А братья и сестры, которые учатся в колледжах, университетах, институтах?
Дети: Получают стипендию.
Воспитатель: А умеете ли вы экономить деньги? Давайте поиграем в игру «Да – нет!» Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: \”Да\”, если не согласны с высказыванием, говорите: Нет\”.
• Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
• Чаще обедайте в Макдональдсе.
• Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
• Проси у родителей подарки к каждому празднику.
• Сходил в магазин, оставь себе сдачу.
• Бережно относитесь к своим вещам.
• Чаще пользуйтесь услугами такси.
• Старайся больше ходить пешком.
• Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
• Не лей понапрасну воду из – под крана.
• Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

Воспитатель: Отрываем третий лепесток.
– Ребята, а что такое товар?
Дети: Товар – это то, что производится для продажи.
Воспитатель: А кто изготавливает товар?
Дети: Люди разных профессий.
Воспитатель: То есть они предоставляют нам свои услуги. А где мы приобретаем товар?
Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.
Воспитатель: Следующее задание называется \”Товар или услуга?».
Ребята, у вас на столах лежат разрезные картинки (яблоко, носки, неваляшка, кровать, помидор, машина, стол, свитер; и люди разных профессий: дворник, полицейский, продавец, строитель, парикмахер, дрессировщик, балерина, доктор). Вам нужно собрать их, назвать что или кто изображен. Например, на картинке изображено яблоко – это товар или на картинке изображен повар, он предоставляет услугу.

Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток.
Цветик- семицветик предлагает немного отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка «Дрыц-тыц»
Воспитатель: Отрываем пятый лепесток.
– А сейчас мы с вами поговорим о том, без чего человек не может жить.
Этим словом предметы называют.
Это слово, например, означает:
Дом, одежду, обувь, воду,
Свет, тепло и чистый воздух,
Телевизор, самокат, конфету-
Все нам в жизни нужно это!
Что же это?
Дети: Потребности.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, т.е. то, без чего человек не может жить (на интерактивной доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дом).
Ответы детей:
– Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
– У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.
-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.
-У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.
Воспитатель: Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

Воспитатель: Отрываем шестой лепесток.
-Ребята, была ли у вас такая ситуация: вы идете домой из детского сада и просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, почему не покупает?
Дети: Чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
Воспитатель: Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет: подсчитать доходы и расходы.

ИГРУ «Что это: доход или расход?»
Я каждому из вас буду задавать вопрос, а вы будете передавать монетку и отвечать на вопрос: доход это или расход?
– бабушка заболела, что это?…
– мама получила зарплату…
– выиграли в лотерею…
– потеряли кошелек….
– заплатили за квартиру…
– продали ягоды (одежду)….
– папа получил премию…

Воспитатель: Отрываем седьмой лепесток.
-Ребята, я вам предлагаю помочь родителям распределить семейный бюджет и купить продукты для борща.
Деловая игра «Варим борщ»
На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат муляжи овощей. Дети сравнивают цены, делают вывод: где продукты обошлись дешевле и на сколько дешевле.

Воспитатель: Ребята, а вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: А все ли можно купить или обменять?
Дети: Нет
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что нельзя купить за деньги?». Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: \”Можно купить\” или \”Нельзя купить\” и возвращает мяч воспитателю. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость, книга, компьютер, ум, семья.
Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.

.

экономический цветик-семицветик.docx