Использование упражнений мозговой гимнастики для поддержки формирования навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ

Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. У детей с ОВЗ навык чтения формируется по тем же этапам, что и нормально развивающего ребенка, но с некоторым отставанием, которые обусловлены типологическими особенностями развития данной категории детей. У школьников с ОВЗ страдает не только техника чтения, но и нарушено смысловое понимание прочитанного.
В начале учебного года, когда дети приходят в школу после продолжительных каникул можно заметить, что они плохо удерживают внимания, не слышат инструкций, с трудом отвечают на вопросы, не могут запомнить речевое сопровождение упражнений.
А при проверки техники чтения, которая включает следующие пункты – темп чтения, правильность, осознанность, выразительность, у детей встречаются ошибки — замены, повторы, пропуски, добавление букв, слогов. Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части произведения, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются упущенными, в результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым.
В сентябре так же был проведен тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Цель данного теста — изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Принимая во внимания особенности психофизического развития детей, в практической деятельности необходимо подобрать такие методы и приемы, которые позволили бы улучшить мыслительную деятельность, синхронизировали работу полушарий, способствовали повышению и развитию способности к запоминанию, воспроизведению, повышали устойчивость внимания, сосредоточенность, помогали восстановлению речевых функций, облегчали процессы чтения и письма.
Для развития навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ в 2018 – 2019 учебного года в работе с детьми с ОВЗ стали применяться специальные кинезиологические упражнения. В работе использовалось методическое пособие «Система упражнений мозговой гимнастики для поддержки формирования навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ» составленное педагогами – психологами Загребеной К.О. и Лехтиной М.В. В данном пособии подобраны упражнения мозговой гимнастики, с помощью которых можно поднять уровень сформированности навыков смыслового чтения у детей с ОВЗ .
Доказано, что систематическое применение кинезиологического упражнений людьми, как в психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям).
Для этого была составлена система упражнений мозговой гимнастики для детей с ОВЗ.
Данные упражнения повторялись каждый день и после того как ребенок стал выполнять движение точно, задание усложнялось, объём заданий увеличивался, наращивался темп выполнения заданий.
Кроме них использовались и другие упражнения на разных этапах уроков, а также в качестве физкультурной паузы.
1.Для начала урока:
— упражнения по развиваю тонкой моторики
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
— упражнения, позволяющие улучшить восприятие, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
«Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.
2. Для середины урока
Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
«Ухо – нос»
«Колено – локоть». Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.
Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
3. Для конца урока
— упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими пропорциями выдоха.
Упражнения из цикла «Гимнастика мозга» очень просты, к тому же доставляют ребенку массу положительных эмоций, так как позволяют выполнять их, занимаясь своим любимым делом – игрой и движением.
Систематическая работа с использованием кинезиологических упражнений позволяет развивать межполушарные взаимодействия, синхронизировать работу полушарий, развивать мелкую моторику, психические процессы: память, внимание, мышление, развивать лексико-грамматический строй речи и устранять трудности во время процесса чтения или письма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *