Главная Опубликованные материалы по рубрикам Высшее образование Использование приемов ассоциативного обучения на уроках химии

Использование приемов ассоциативного обучения на уроках химии

28 марта, 2020

fgosonline

Ссылка для скачивания
Ваш подарок

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»

Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист

Получить чек-лист

Автор: Татьяна Михайловна Понизова
Учебно-методический материал на тему: «Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии»
Учитель: Понизова Татьяна Михайловна
С введением ФГОС изменился портрет выпускника основной школы. Как учитель химии я выбрала две наиболее значимых характеристики. Первая, это человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.А вторая, человек, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не нужны. Вторая проблема заключается в том, что к 8 классу существенно усложняется материал по многим предметам. Ученик теряется в безграничном потоке информации. И как вывод для него: всё, что сложно, не понятно, много – мне не нужно. Подберу, что полегче. Перед нами встает сложная задача: убедить в важности получаемых знаний.На своих уроках я стала использовать развивающие методики, в частности развитие ассоциативного мышления. Ассоциативное мышление – это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека.Из ассоциативно-образного мышления рождается способность человека творить что-то новое, генерировать новые идеи. Это способствует развитию не только памяти, но и вниманию благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.В зависимости от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова.В химии ярким примером является изучение разных классов углеводородов: алканы, алкены, алкины. Как запомнить последовательность? Выделяем корни и суффиксы понятий. Находим различия в понятиях. Проводим ассоциацию, делаем вывод: А, Е, И – буквы по алфавиту.Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. Также, я широко использую игровые технологии, которые также построены на ассоциативном мышлении.
Условно используемые игры можно разделить на классические и современные.
Классические игры, пришедшие к нам из прошлого:
1. крестики нолики
2. морской бой (классическая игра-стратегия при изучении химии помогает отработать навык в составлении химических формул кислот, оснований, солей при использовании таблицы растворимости)
Современные игры, «подсмотренные» у наших учеников.
4 картинки и одно слово (аналог компьютерной игры из электронного приложения мобильных телефонов). Пример на слайде.
Ассоциативное мышление помогает и при индивидуальном подходе к увлечениям учащихся. К примеру, задание для ученицы, серьезно увлеченной музыкой: Роль металлов в изготовлении музыкальных инструментов или как влияют металлы на звучание музыкальных инструментов. С какими свойствами металлов это может быть связано?Для того чтобы развивать всё больший интерес к предмету химии, необходимо в качестве домашнего задания предлагать выполнить творческую работу. Примеры заданий:
1. Сочинить сказку, главными героями которой являются металлы и неметаллы, учитывая их строение и свойства.
2. Сочинить стихотворение о химическом веществе, учитывая его строение и свойства или о химической реакции.
Одним из приемов развития ассоциативного мышления, а также формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является кроссенс.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым (писателем, педагогом, математиком) и Владимиром Бусленко (доктором технических наук, художником и философом). Впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею.
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность.
4. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат).
5. подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии.docx

Назад

Акция месяца

СКИДКА 42%

на курсы повышения квалификации и переподготовки

  • Дистанционное обучение 
  • Документы установленного образца 
  • Вносим данные в ФИС ФРДО 
  • Доставка оригиналов документов — в подарок!
Получить свидетельство
о публикации
Опубликовать статью Создать диплом
Ваш подарок

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»

Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист

Получить чек-лист
Топ 15 курсов повышения квалификации
Топ 15 курсов переподготовки
До конца распродажи:
0 Дней
23 Часа
59 Минут
59 Секунд
Дистанционное обучение
Внедрение ФОП дошкольного образования
-42%
1700 ₽
От: 894 ₽
Подробнее
Показать всё
Дистанционное обучение
Воспитание детей дошкольного возраста
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Менеджмент в образовании
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Специалист по работе с молодёжью
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Практическая психология
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Дистанционное обучение
Пожарная безопасность
-42%
5850 ₽
От: 3394 ₽
Подробнее
Показать всё
×

«Портфолио — убийца: как
НЕ надо оформлять документы»

Подпишитесь на Telegram бота и получите
памятку БЕСПЛАТНО