Использование приемов ассоциативного обучения на уроках химии

Автор: Татьяна Михайловна Понизова
Учебно-методический материал на тему: «Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии»
Учитель: Понизова Татьяна Михайловна
С введением ФГОС изменился портрет выпускника основной школы. Как учитель химии я выбрала две наиболее значимых характеристики. Первая, это человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.А вторая, человек, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не нужны. Вторая проблема заключается в том, что к 8 классу существенно усложняется материал по многим предметам. Ученик теряется в безграничном потоке информации. И как вывод для него: всё, что сложно, не понятно, много – мне не нужно. Подберу, что полегче. Перед нами встает сложная задача: убедить в важности получаемых знаний.На своих уроках я стала использовать развивающие методики, в частности развитие ассоциативного мышления. Ассоциативное мышление – это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека.Из ассоциативно-образного мышления рождается способность человека творить что-то новое, генерировать новые идеи. Это способствует развитию не только памяти, но и вниманию благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.В зависимости от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова.В химии ярким примером является изучение разных классов углеводородов: алканы, алкены, алкины. Как запомнить последовательность? Выделяем корни и суффиксы понятий. Находим различия в понятиях. Проводим ассоциацию, делаем вывод: А, Е, И – буквы по алфавиту.Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. Также, я широко использую игровые технологии, которые также построены на ассоциативном мышлении.
Условно используемые игры можно разделить на классические и современные.
Классические игры, пришедшие к нам из прошлого:
1. крестики нолики
2. морской бой (классическая игра-стратегия при изучении химии помогает отработать навык в составлении химических формул кислот, оснований, солей при использовании таблицы растворимости)
Современные игры, «подсмотренные» у наших учеников.
4 картинки и одно слово (аналог компьютерной игры из электронного приложения мобильных телефонов). Пример на слайде.
Ассоциативное мышление помогает и при индивидуальном подходе к увлечениям учащихся. К примеру, задание для ученицы, серьезно увлеченной музыкой: Роль металлов в изготовлении музыкальных инструментов или как влияют металлы на звучание музыкальных инструментов. С какими свойствами металлов это может быть связано?Для того чтобы развивать всё больший интерес к предмету химии, необходимо в качестве домашнего задания предлагать выполнить творческую работу. Примеры заданий:
1. Сочинить сказку, главными героями которой являются металлы и неметаллы, учитывая их строение и свойства.
2. Сочинить стихотворение о химическом веществе, учитывая его строение и свойства или о химической реакции.
Одним из приемов развития ассоциативного мышления, а также формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является кроссенс.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».
Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым (писателем, педагогом, математиком) и Владимиром Бусленко (доктором технических наук, художником и философом). Впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею.
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность.
4. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат).
5. подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии.docx

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *