Автор: ЗубенкоМихаилПетрович
Внешне автомобили с ДВС иного типа ничем не отличались от оснащённых обычными бензомоторами Жигулей, Лад, Волг, РАФов. Разрабатывался первый роторный двигатель на ВАЗ переделкой купленного для этой цели японского ротора Mazda RX-2 для установки на авто ВАЗ 2101.

Роторный мотор конструировали, тщательно изучив изнутри японский агрегат Mazda RX
Сертификат на право установки движка №415 на автомобили общего назначения заводом получен в конце 1997 г.
Хронология творчества созданного заводом Специального Конструкторского Бюро (СКБ) РПД по моделям и годам:

Первенец выпущен односекционным под индексом 311 в 1976 мощностью 70 л.с. В 1978 изготовили малую серию числом 50 моторов, для обозрения автомобиль ВАЗ 21011 с РПД выставлен в 1982 г. с обозначением авто номером 21018.
Следующие модели сделали 2-х секционными – у двигателя ВАЗ 411 тяга возросла до 120 сил при 6000 об./мин., а скорость – 160 км/ч. Выпущенный в 1982 г. мотор в начале 90-х годов модифицирован (впрыск вместо карбюратора) в модель 411-01 мощностью 130-140 л. с., сравнявшись по тяговитости с двигателем ВАЗ 413 1983 года выпуска. В 1986 выпущена первая партия вазовских спецавтомобилей для милиции 21059 с РПД №411М, в 1991 году – 21079 (4132): предельная скорость составляла 180 км/ч, разгон до 100 – 9 с, рабочий объём – 1,3 л, тяга – 140 сил.
Роторный 40-сильный движок для Оки создан в 1987 г. с присвоением ему индекса 1185. В это же время сделан опытный образец ротора №414 для переднеприводных ВАЗов, а продемонстрирован автолюбителям в 1992 году.
Дорабатывался ВАЗ-414 в течение 3-х лет, результат – появление РПД №415. Двигатель универсальной версии: для заднего и переднего приводов.
Самые мощные вазовские роторы – для Волги и Чайки: №431 и №441 соответственно 3-х и 4-х секционные, 210 и 280 л. с.
В начале 2000-х работу СКБ АвтоВАЗ свернул. Прототип вазовского РПД японская компания Mazda выпускала до середины 2012 г., модель называлась RX-8.

Выпуск модели автомобиля с роторным двигателем Mazda RX-8 продолжался до середины 2012-го
Принцип работы, характеристики и особенности роторных двигателей ВАЗ
Схема действия ДВС РПД выглядит следующим образом: по сложной поверхности внутри статора перемещаются грани вращающегося трехгранного ротора и отсекают посредством 3-х радиальных уплотнений поочередно разные объёмы камер. Впрыск топливовоздушной смеси, её зажигание и выхлоп сгоревших газов производится в раздельных полостях.

В конструкции нет механизма преобразования поступательного движения поршней во вращательное: энергия горения топлива передаётся сразу на эксцентриковый вал. В качестве цилиндра работает статор, а ротор исполняет функции поршней.

Схема устройства роторного двигателя
Технические характеристики модели №415 приведены в таблице.

Показатели 2-х секционного роторного двигателя ВАЗ 415 Значения
Рабочий объём 1.3 дм³
Мощность 140 л. с.
Степень сжатия 9,4
Наименьшие обороты холостого хода 900 об./мин.
Крутящий момент 186 Нм
Система питания бензином карбюратор Solex
Расход топлива (от А-76 до АИ-95) 12-20 л/100 км пути
Электросистема зажигания (сдвоенная):
коммутатор 2
катушка 2
свечи 4 (по 2 на секцию)
Потребление моторного масла 5W-30 – 15W-40: % от сгоревшего топлива – 0,6; расход – 04,-1 л/100 км
Водители, которым довелось управлять автомобилем с РПД, отмечают ровный и быстрый разгон: скорость 90 км/ч можно было набрать уже на 1-й передаче. Другая особенность в том, что торможение двигателем не приветствуется: синхронизаторы КПП не выдерживают.

Автозавод декларировал ресурс РПД на уровне 100-125 тыс. км до капремонта, фактически полный износ уплотнения ротора наступал уже при 70-90 тысячах пробега.
Источник: https://pro-motory.ru/dvigateli/motory-vaz/rotornyy-dvigatel-na-vaz-istoriya-otechestvennyh-motorov-s-rotorom
пр.19.docx