Западноевропейские гравюры православных храмов Рязанского края XIX — XX вв.: содержательный и методический аспекты.

Автор: Мамонтова Александра Евгеньевна
В русском искусстве середины XVII века началась новая эпоха
освоения художественного языка западной гравюры. Каждый этап этого
процесса имел специфику, которая отражалась в передовых художественных
явлениях. Фряжские листы стали одним из важнейших факторов развития
стиля и иконографии, оказав влияние на самые крупные иконографические
системы переходного времени — иконостас и храмовую роспись, а также
став подспорьем в освоении художественного мировоззрения Нового
времени.
Западноевропейские гравюры широко использовались в российской
иконографии на рубеже XVII-XVIII веков и позднее. Русские мастера
применяли в своих произведениях работы западноевропейских художников
конца XVI – начала XVII веков, а также графику, выполненную с оригиналов
Рубенса и других художников первой половины XVII века.
Главным фактором влияния стали немецкие (или как тогда их называли
фряжские) альбомы гравюр и эстампов. Экземпляры гравированных изданий
из Европы попадали не только в частные библиотеки светских особ в России,
но и в библиотеки при церквях и монастырях. Позднее они распространились
и среди иконописцев.
В своей работе иконописцы часто использовали прориси с гравюр
западноевропейских мастеров, привозившихся в Россию в таких изданиях,
как Библия Пискатора. Такие издания пользовались популярностью, потому
что кроме хорошо известных сюжетов Священного Писания, они содержали
и более редкие и мало тиражируемые иконографии.
Гравюры не только предлагали готовые композиционные схемы, но и
помогали передать объём, по-новому показать пространство, распределять
светотень. Они фактически служили учебными пособиями, позволявшими
осваивать основные приёмы новоевропейской живописи.
При этом использование русскими иконописцами западноевропейских
гравюр не означало буквальный «дословный» перенос всего сюжета. Русские
мастера при копировании нередко видоизменяли оригинал в соответствии со
своими навыками и представлениями.
Одной из основных функций образования является формирования
высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же
основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно
Православие имело определяющую роль в складывании культурных и
духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За
многие века своего существования Православие накопило огромный
духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются
наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей
более тысячи лет. Именно это культура отличает русскую цивилизацию от
иных мировых цивилизаций.
Mamontova_diplom.pdf