«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников»
16 июня, 2025
fgosonline

Чек-лист
«Как успешно подготовиться к аттестации»
Подпишитесь на нашего бота в Telegram, чтобы забрать чек-лист
Получить чек-листАвтор: Кузнецова Гелена Сергеевна
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Перед взрослыми серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Один из эффективных методов — это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей; формируются знания, интерес, увлечения.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности.
Некоторые задачи, которые решаются с помощью сюжетно-ролевых игр :
• развитие познавательного интереса и общих способностей детей;
• формирование разнообразных представлений о профессиях;
• формирование у воспитанников эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру;
• формирование системы отношений и нравственных установок к труду (положительное отношение к труду, общественная значимость труда, ценность труда для человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда).
В процессе игры дети учатся:
• воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда;
• принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
• правильно называть себя в игровой роли, называть игровые действия;
• самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли;
• договариваться в совместных действиях, о ролях.
Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, продавцом.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Он совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий : доктора, парикмахера, продавца, водителя.
Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
В игре могу занимать разные роли: могу быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях я внимательно отношусь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность. Я помогаю детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх мною изучается каждый ребенок, его интересы, индивидуальные способности, слежу за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка- дошкольника.
Дети играют в «Магазин», \»Парикмахерская\», \»Больница\», \»Мастерская\», \»Водитель\».
В игре \»Магазин\» одна воспитанница, изображала продавца и выполняла трудовые действия, другая же покупателя. В ходе этой игры дети учились взаимодействовать друг с другом, вести.
Включаясь в игру с ребенком, делаю это исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать, т. е. делаю это уже «войдя в образ».
Вот так, например игра «Больница»…
Сначала совместно с ребенком мы выбираем место где будет кабинет доктора, затем необходимые атрибуты, только после этого распределяем роли
— Здравствуйте, я доктор. Вчера вы мне звонили и жаловались на головную боль, она по-прежнему вас беспокоит? Включаясь в игру с ребенка, я будто содействую тому, что он и сам научится брать на себя разные роли
Научить детей объединяться для совместной игры — вот моя задача, и решить ее можно уже известным способом — приняв участие в происходящем.
Игра «Парикмахерская»
В этой игре у детей формировала умение взаимодействовать с двумя действующими лицами (парикмахер и клиент). Дети проявляли интерес к этой профессии, применяли ее на себя, т. е. выполняли действия в соответствии с ролью «парикмахера». Больше всего в этой игре детям нравится подбирать аксессуары и выполнять действия парикмахера.
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Чем старше становятся дети, тем чаще появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга, находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, инструментов.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия, и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
Акция месяца
СКИДКА 42%
на курсы повышения квалификации и переподготовки
- Дистанционное обучение
- Документы установленного образца
- Вносим данные в ФИС ФРДО
- Доставка оригиналов документов — в подарок!