Профилактика выгорания педагога в образовательном учреждении

Автор: Семенова Дарья Леонидовна
СТРЕСС – МЕНЕДЖМЕНТ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
Социальный педагог МБОУ \»СОШ №35\» г. Чебоксары.
Стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни.
Профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Каждому
человеку хотя бы раз приходилось испытывать стресс, будь то какая-либо
неопределенность, проблемы в семье, на работе. И все это отрицательно
сказывается на состоянии человека, его физическом и психологическом
самочувствии. Сталкиваясь со стрессом, человек не подозревает о том, что
имеются различные способы, при помощи которых можно преодолеть это
подавленное состояние.
Специалистами отмечено, что стресс в малых дозах наоборот полезен
для человека, но если его стает больше, то организм теряет способность
преодолевать трудности. Стоит отметить, что когда человек находится в
состоянии сильного стресса, то его здоровье сильно подкашивается.
Доказано, что на фоне стресса у человеческого организма понижается
иммунитет, отсюда и возникают многие заболевания. Когда человеческий
организм находится под влиянием стресса, то он претерпевает сильное и
неконтролируемое напряжение, которое можно определить по следующим
признакам:
— физиологическим: хроническая усталость, сердцебиение, повышение
давления, нарушение сна и аппетита, блуждающие боли и другие,
— интеллектуальным: снижение внимания и памяти,
— поведенческим: неспособность принимать решения, суетливость,
злоупотребление сигаретами, кофе, алкоголем,
— эмоциональным: ранимость, плаксивость, раздражительность, скука,
безразличие.
Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным
напряжением, социальным напряжением: выстраивание индивидуальной
модели общения с воспитанниками и коллегами, координация общения в
коллективе, — а также информационными перегрузками в процессе
профессиональной деятельности. Состояние напряжения создает барьеры
в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его
коммуникативную активность, влияют на физическое и психическое
здоровье и в целом на качество жизни педагога. Кроме того, стрессовые
состояния существенным образом снижают успешность и качество
выполнения работы.
Но помимо психологического фактора важным в работе педагога
является атмосфера в педагогическом коллективе, их отношение друг к
другу, поскольку это действует на итоги трудовой деятельности, на стимул
работать лучше.
Для современного человека владение технологиями управления стрессом
является необходимым условием его эффективной деятельности, а
особенно в новых для него областях. Технологии управления стрессом
накоплены человечеством в достаточном количестве — в настоящее время к
ним проявляется повышенный интерес.
Для успешного управления стрессом человеку необходимо:
— иметь ясное представление об основных закономерностях возникновения
и развития стресса и о способах управления им;
— обладать стрессоустойчивостью в такой мере, которая позволяет успешно
применять данные техники в условиях развивающегося стресса.
Задача стресс — менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям
сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при
осуществлении ими деятельности.
Важно научиться предупреждать не только стрессовые ситуации,
распознавая все признаки стресса, но и уметь преодолевать такое
угнетенное состояние, изучив методику стресс — менеджмента, в которую
входят следующие три техники:
1. Релаксация – это научно доказанный продуктивный метод расслабления:
— улучшается моральное и физическое состояние;
— ослабевает воздействие стресса;
— человек избавляется от психического и физического дискомфорта.
2. Концентрация – способность отвлекаться и концентрировать свое
внимание на чем-то конкретном, не делать несколько дел одновременно.
3. Дыхательные практики, помогают снять нагрузку, расслабиться,
успокоиться.
Кроме этого, в стресс — менеджменте существует три главные стратегии:
— уход от стрессовых факторов — один из наиболее быстрых и простых
вариантов борьбы со стрессом;
— изменение стрессовых факторов, когда есть желание и возможности
решить проблему;
— изменение отношения к стрессовым факторам.
Итак, стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание.
Управление стрессом — это необходимое условие нормальной
профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже
самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не
гарантируют полного избавления от стрессоров.
Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя следующие
меры:
— создание благоприятного организационного климата;
— налаженная система обратной связи;
— участие сотрудников в процессе принятие решений;
— командные и проектные формы организации труда;
— четкое определение должностных обязанностей и границ личной
ответственности;
— равномерное распределение рабочей нагрузки;
— социальная и административная поддержка персонала.
Для преодоления стресса необходимо желание самих сотрудников.
Управление стрессом включает в себя следующие действия:
— совершенствование навыков и самообразование;
— обязательные перерывы для отдыха;
— постоянное обновление материала для урока и совершенствование
технологий обучения;
— во всех ситуациях находить положительные моменты;
— представление положительного результата исхода событий.
Поскольку, напряжение — основная причина формирования стресса, то
основным средством по профилактике неблагоприятных функциональных
состояний является применение методики стресс — менеджмента, а именно
саморегуляции, рефлексии и восстановления, что поможет сохранить
психологическое здоровье педагога, в том числе молодого специалиста и
предотвратит «профессиональное выгорание».
Безусловно, стрессы лучше предупреждать, чем бороться с их
последствиями. Приемы:
1. Многократное осмысление события с высокой степенью детализации,
вследствие чего возникает ощущение привычности ситуации.
2. Практическое проигрывание своих ролей участниками событий
способствует уверенности и уменьшению предстартовой лихорадки.
3. Прием позитивного избирательного воспоминания заключается в
анализе личного опыта удачно закончившихся ранее жизненных ситуаций,
на основании чего человеком делается вывод: «Я решал сложные
ситуации, решу и эту».
4. Метод предельного усиления/преувеличения возможной неудачи:
психологический настрой на неудачный результат снижает излишнее
напряжение, позволяет быть собранным и спокойным.
5. Метод «зеркало» заключается в соответствующей настройке: в обычной
обстановке придать лицу выражение уравновешенности и спокойствия,
отработать спокойную манеру речи, уверенные жесты.
В рамках программ стресс — менеджмента выделяются два основных
направления работ: профилактика стресса и его коррекция. Эти
направления, естественно, дополняют друг друга, но каждый из них имеет
свою специфику. Особое значение имеет обучение навыкам
психологической саморегуляции состояний.
Определим приемы саморегуляции:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий,
других приятных или дорогих вещей;
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— прогулка на свежем воздухе;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Эффекты саморегуляции:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
При грамотном применении это позволяет повысить уровень
работоспособности человека и восстановить затраченные ресурсы.
Основные стратегии стресс — менеджмента.
Изучив причины появления и развития стрессовых ситуаций, Д. Фонтана
вывел пять рекомендаций для педагогов по контролю над стрессом:
1. Научиться решать те вопросы, которые входят в полномочия, если не
располагаете возможностями, чтобы решить эти задачи, то лучше не
браться за них.
2. Написать перечень поступков, дел, событий, которые способны
пробуждать отрицательные эмоции, и попытаться здраво рассудить, по
каким причинам вы выходите из равновесия.
3. Не воспринимать все близко к сердцу.
4. В случае возникновении стресса постараться сосредоточиться на самой
проблеме, а не останавливать свой взгляд на негативных эмоциях.
Попытаться найти варианты для решения такой проблемы, выбрав из всего
многообразия наиболее оптимальный.
5. Упражняться и проводить профилактику возникновения стрессовых
ситуаций, то есть применять методику стресс — менеджмента.
Стресс — это ответ человеческого организма на раздражающий
стрессовый фактор, следовательно, человеку под силу управлять и
предупреждать появление стресса. Для этого нужно изучить стратегии
стресс — менеджмента. Со временем все эти стратегии станут значимой
частью в жизни человека.
Список литературы:
1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003.
2. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. —
СПб.: Питер, 2006.
3. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. — СПб.: Питер, 2003
стресс-менеджмент.pdf