Автор:
Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов.
Современная теория обучения и воспитания обучающихся все больше и больше обращается к его личности, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к овладению знаниями у обучающихся формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на воспитание его познавательных интересов.
В последнее время в связи с информатизацией образования и всего общества в целом, как это не покажется странным, но интерес к информатике как к учебной дисциплине у большинства обучающихся падает.
Практически, при изучении любой дисциплины можно применять слова, типа:
“В современном обществе нельзя прожить без знаний информатики (химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.
Но у лицеистов есть внутренняя мотивация к изучению информатики. От них можно услышать фразу “Зачем мне информатика? — я не собираюсь быть, программистом”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, элементы мат. логики и т.д).
Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает обучающихся тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.
Однако, с каждым днем для большинства обучающихся компьютер становится фактически бытовым прибором, а вместе с ним падает интерес к изучению информатики.
За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих обучащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания лицея при дальнейшем получении образования, необходимость применения полученных умений в трудовой деятельности является положительным внутренним мотивом.