Автор: Жанна Андреевна Бокатенко
Один из самых доступных детскому пониманию видов крупной формы – вариации. Их целесообразно включать в репертуар ученика по возможности как можно раньше. Латинское слово «вариация» — чисто музыкальное. Вариации произошли от народной музыки. Можно представить, как народный умелец — музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями: видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы.
Тема вариаций — как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами, чаще всего 2х-частная и квадратная.
В вариациях тема проходит несколько раз, но при каждом повторении в чем-то изменяется, варьируется.
Русская народная музыка имеет вокально — речевую интонацию. Пение со словами придаёт музыке особую выразительность своеобразное дыхание во фразах.
Очень важно объяснить ученику одну из главных задач в исполнении вариаций – понимать тематическую связь отдельных вариаций и понимать принцип варьирования — изложение мелодии и её последующих видоизменённых повторениях, фактуры, лада и тональности, метроритма и темпа, нюансов и артикуляции, тембра и регистров, перемещение мелодии из одной октавы в другую; из партии одной руки в другую, дублирование звуков в октаву; проведение темы интервалами или аккордами.
План-конспект открытого урока Работа над вариациями в обработке РНП.pdf