Автор: Золотухин Станислав Сергеевич
В последние годы в России предпринимаются попытки и усилия по развитию системы гражданско-патриотического воспитания всех граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Воспитание в данном направлении реализуется через профориентацию учащихся. МБОУ ДО \»Межшкольный учебный центр г. Улан-Удэ\» имеет большой опыт и разрабатывает программы деятельности и программы дополнительного образования, соответствующие предъявляемым требованиям, форме и содержанию. Основными задачами, которые ставит себе МБОУ ДО МУЦ г. Улан-Удэ в гражданско-патриотическом воспитании, являются:
1. Разработать и внедрить эффективные методы и формы работы, способствующие развитию патриотизма через разнонаправленную, активную, практическую деятельность.
2. Развить национальное и гражданское самосознание учащихся, патриотическую направленность личности, обладающую качествами патриота.
3. Сформировать патриотическое мировоззрение, направленное на воспитание гражданина-патриота.
4. Создать условия для проявления патриотических знаний и способностей.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая в себя: организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела; необходимых физических качеств обучающихся; педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями; управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов. Педагоги дополнительного образования МБОУ ДО МУЦ, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, оздоравительных лагерей, имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому.
В заключении хотелось бы сказать о внимании, которое уделяет государство на гражданско-патриотическое воспитание детей. Надеемся, что в скором будущем появится Закон о патриотическом воспитании детей и молодежи. Тогда можно будет говорить об уверенном шаге, который нужен для необходимости формирования гражданского и патриотического мировоззрения.