мастер производственного обучения

Автор: Елена Михайловна Жигарева
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 125
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

доклад

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся»

Разработала:
Жигарева Елена Михайловна
мастер п/о ФКП образовательного учреждения № 125

Г. Димитровград
2021 год

Ориентация системы НПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формированию их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную и мыслительную деятельность обучающихся. Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности.
Для активизации познавательной деятельности необходимо в процессе обучения систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Одной из главных задач активизации учащихся является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
В связи с современными требованиями к организации уроков основной задачей нашего коллектива является способствование развитию личности каждого обучающегося, путём создания социально-контекстного пространства и включения в активную учебно-познавательную деятельность. Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является применение и использование нетрадиционных форм урока, создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся, использование интерактивных форм обучения через диалоговое общение обучающихся, работу в группах на основе кооперации и сотрудничества, игровую деятельность, использование ИКТ.
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.
В период производственного обучения для формирования у обучающихся профессиональных компетенций, а именно способности самостоятельно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в практической деятельности, используя приобретенные теоретические знания и практические умения, способности коммуникативных действий и другие, применяются различные методы, способы и технологии обучения.
Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности обучающихся в процессе обучения. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу — привлечь внимание обучающихся к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Необходимо мастеру менять формы и методы работы на уроке, стараясь завлечь обучающихся, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
Современная дидактика придает большое значение развитию творческой активности обучающихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможность для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы обучающиеся не механически запоминали рассказ мастера, попытались найти ответы на выдвигаемые вопросы.

Для того, чтобы урок производственного обучения стал интересным я использую и применяю различные технологии.
Например, технологии контекстного обучения – это технологии, когда деятельность обучающихся в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной деятельностью.
Контекстное обучение – это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым, обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающихся в профессиональную деятельность специалиста, другими словами, в контекстном обучении реализуется модель движения деятельности студента: от собственно учебной деятельности (в форме лекции) через профессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственное обучение) к собственно профессиональной деятельности.
Технологии игрового обучения являются составной частью контекстного обучения. Включение игры в образовательный процесс создает предпосылки для концентрации внимания и стимулирования познавательной активности студентов, для опоры на их игровые потребности, а через них — на целенаправленный интерес к профессии. Так как в игре учитываются индивидуальные особенности, это способствует повышению самооценки студентов. За счет оперативного контроля качества усвоения повышается управляемость учебным процессом, что одинаково важно для мастера производственного обучения и для студента. Мастер оценивает эффективность применяемых технологий, а студент утверждается в своих способностях к учению. Увлекательная ситуация позволяет быстрее усвоить значительный объем информации в сравнительно короткое время, углубить и систематизировать знания, рассматривая эту информацию в тесной связи с другими реальными факторами.
Производственные игры имеют не только обучающий, но также развивающий и воспитывающий характер. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов обучения. В игре создаются возможности для каждого студента отличиться в процессе активного действия. Создается атмосфера взаимопонимания, взаимодоверия и педагогического сотрудничества.
Среди многих форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств.
Обучающиеся с интересом составляют свои презентации, как домашнее задание.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера (схемы, плакаты), развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.
Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран.
Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе педагога – это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения, внеурочных мероприятиях, развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в себе, в своих творческих силах.
На уроках производственного обучения я применяю продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых.
Например:
Дидактические игры
Кроссворды разных видов
Кроссчайнворды
Брейкворды
Игры, викторины
Ролевые игры
Деловые игры
Ситуационные задания (использование кейс-метода)
Презентации (применение ИКТ)

Также применяю методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

«Мозговой штурм»;

Мини-лекция;

Работа в группах;

Разработка проекта;

Решение ситуационных задач;

Инсценировка;

Проигрывание ситуаций;

Выступление в роли обучающего;

Обсуждение сюжетных рисунков и др.
В своей деятельности я использую все перечисленные формы учебной работы обучающихся на уроке производственного обучения по профессии «продавец,контролер-кассир». Провожу личностно-ориентированный подход в обучении детей в индивидуальной форме. Применяю диалоговое общение при повторении темы. Основная форма работы обучающихся в процессе выполнения практических операций–групповая, в которой распределены роли, обязанности и ответственность за порученные задания. Работа в парах так же осуществляется при работе с дидактическим материалом.
Репродуктивный метод применяю для работы с инструкционными картами и повторением определенных практических операций.
Частично-поисковый стиль используется в том случае, когда учащиеся пытаются воспроизводить действия частично самостоятельно, то есть при помощи мастера.
Творческий метод применяется с учащимися, которые при выполнении самостоятельной практической деятельности используют в своей работе творческий подход, вносят особенности индивидуального характера.

Заключение
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей обучающихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
Дифференциация обучения возможна с помощью активных методов нетрадиционных дидактических средств, которые являются источником знаний, основой формирования профессиональных компетенций и направлена на повышение активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся.
К.Д.Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить учащихся умению в знакомом материале видеть новое.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе», Волгоград: Учитель, 2007.
2. В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. -М.: Гардарики, 1999

«Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся».doc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *