здоровьесберегвющий фактор развития детского голоса на уроках музыки

Автор: Костерина Алла Николаевна

Здоровьесберегающий фактор в процессе развития детского голоса на уроках музыки»

             А.Н. Костерина- учитель музыки МАОУ СОШ №200 с углубленным изучением отдельных предметов.

             «Искусство – это значит быть искусным в искусственности». Этот афоризм как нельзя более точно определяет задачу академического вокала. Академическое пение в современном виде существует относительно недавно. Пение – это эмоционально – образный, художественный, творческий процесс. Актуальность проблемы развития детского голоса в настоящее время продиктована требованиями школы, её новыми  задачами наиболее полного  раскрытия способностей каждого ребёнка в условиях школьного учреждения.

            Отталкиваясь от истории, русская вокальная школа складывалась только в 19 веке, что было связано с именем М. и. Глинки. Упражнения для развития голоса, написанные им, отличались своей универсальностью и использовались для всех голосов. Принципы их легли в основу обучения пения детей. Голос настраивался на лёгкое микстовое звучание, близкое с фальцетному.

            В первые годы советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной  школе становилось массовым, специалистов по развитию детского голоса было немного.  Репертуар тех лет провоцировал  детей на громкое, форсированное пение, что создавало для их голосового аппарата перегрузки. Вырисовывалась картина порчи детских голосов:  не смыкание голосовых связок и других патологических явлений (фоноастения), сип при пении по причине узелкового процесса на связках. Неправильное функционирование гортани во время фонации. Тогда возник вопрос об охране детского голоса. Необходим другой подход к построению методики вокальной работы с детьми в отношении реализации задач развития их голосов.

           В основе методики, которой я руководствуюсь (ФМРГ В. В. Емельянова), лежит идея об октавном строении голоса, регистровом. Не должно быть резкого перехода из одного регистра в другой. Известно, что разницу регистров можно сгладить искусственными приёмами т.е. выровнять характер звучание голоса на всём диапазоне. Много внимания я обращаю на прохождение детьми «порожка» между регистрами (не все сразу справляются с этой задачей), поэтому пользуясь передовой методикой В. В. Емельянова, в свою работу я взяла упражнения, которые помогают преодолеть данную проблему.

           Вторая не маловажная задача – акустика. Наши помещения бывают либо с плохой акустикой, либо с никакой. Почему это важно? Часто дети не могут повторить мелодию голосом – это связано с неподходящими для них акустическими параметрами звучания. А это также тесно связано с интонацией. Для первого этапа обучения это не простая задача. При необходимости повторить услышанную мелодию своим голосом ученик должен уметь выделить её звуковысотный компонент, абстрагируясь от всех остальных звуковых качеств. Поэтому для наиболее глубокого восприятия и воспроизведения отдельных звуков, интонаций или целых мелодий акустика должна быть оптимальной.

            Третья важная задача – работа на уроках по сольфеджио. Развитие вокального и музыкального слуха, сделать осознанными чувства, которые связаны с вокальными качествами: интонацией, динамикой, тембром, дикцией. Этот процесс многогранен, но включает в себя и активные умственные действия (наблюдение, сравнение, анализ, узнавание, дифференциация, обобщение) и эмоциональный отклик к познаваемому, исполняемому и процессу учения в целом.

            Систематическое формирование вокально- слуховых представлений должно стать условием правильной постановки обучения пению. Эту работу необходимо проводить с первых шагов обучения до полного формирования певческих навыков. Поэтому при решении задачи развития у детей вокального слуха перспективным было для меня создание наглядных учебных пособий и технических средств обучения аудиовизуального типа.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *