«Роль родителей в развитии речи дошкольников»

Автор: Маслова Елена Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №103»

Заводского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

«Роль родителей в развитии речи дошкольников»

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель

специализированной группы

старшего дошкольного

 возраста «Солнышко»

Маслова Е.В.

 

 

 

 

                                                     Саратов 2019г.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве-одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любые нарушения в ходе развития речи отображается на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной). Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги(логопед, воспитатели) и родители действуют согласованно.

Родителям объясняют, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение-это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Одно из игр- это пальчиковая гимнастика.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

        Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики.  Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

      Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

           1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

          2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

           3. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

           4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

           5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

          6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

          7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

И ещё как можно больше пойте вместе с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

          Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей. Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности, как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Но, чем же так страшно детское «нечтение»? Обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.  Нарушается процесс социализации, вхождения в общество. Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.         Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами.

 Таким образом, детскую книгу можно рассматривать как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *