Роль игровых технологий при формировании профессиональных компетенций на практических занятиях ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Автор: Белянкина Ольга Евгеньевна

Образовательную деятельность в ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» можно условно подразделить на две группы: традиционную (лекционно-семинарскую), и учебно-профессиональную (методы которой наиболее приближенны к условиям реальной практики). Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов качества обученности студентов.

На практических занятиях по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»  с целью погружения студентов в условия приближенные к практическому здравоохранению широко используются игровые технологии.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся. При планировании игры, дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. 

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций, учебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В образовательном процессе применяются различные виды игр:

— имитационные игр применяются в основном на занятиях с целью закрепления профессиональных компетенций, направленных на формирования навыка общения медперсонала с пациентом и его родственниками (проведение профилактической беседы, объяснение родственникам правила ухода за пациентом в домашних условиях);

— операционные игры — помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, проведение санитарно просветительной работы с пациентами по ЗОЖ, создание брошюр для пациентов и родственников (в операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс, они проводятся в условиях, имитирующих реальные);

— исполнение ролей  позволяет отрабатывать тактику поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, например, обучающиеся делятся на малые группы и отрабатывают практические манипуляции выполняя роль медицинской сестры и пациента, потом они меняются местами (для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязательным содержанием»).

В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

— роли, взятие на себя обучающимися,

 — игровые действия как средство реализации этих ролей,

 — игровые средства, замещающие реальные вещи,

 — реальные отношения между играющими,

 — сюжет (содержание) игры.

Таким образом,  использование игровых технологий на практических занятиях по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»  позволяет не только разнообразить образовательный процесс, но и способствует более качественному формированию профессиональных компетенций.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *