Автор: гузов сергей александрович
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 09.02.03 «Программирование
в компьютерных системах»
среднего профессионального образования
базовой подготовки
2018 г
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»
Разработчики:
Гузов С.А., преподаватель БЖД КГБ ПОУ «Комсомольский — на — Амуре колледж технологий и сервиса»
Рецензенты:
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах согласована и утверждена на заседании кафедры «Общегуманитарные дисциплины»
Протокол № ____ от «____» ____________________20____г.
Заведующая кафедрой ____________________Н.Н. Коровенко
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
15 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах укрупненной группы 09.00.00. Информатика и вычислительная техника.
Программа учебной дисциплины может быть использована в системе дополнительного профессионального образования для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по программированию в компьютерных системах в области профессионального самоопределения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав общеобразовательных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
— организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
— предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
— применять первичные средства пожаротушения;
— ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
— применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
— владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
— оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
— принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
— основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
— основы военной службы и обороны государства;
— задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
— способы защиты населения от оружия массового поражения;
— меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
— организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
— основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
— область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
— порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
В том числе: |
|
лабораторные работы |
— |
практические работы |
24 |
контрольные работы |
— |
Самостоятельная работа студента (всего) |
36 |
В том числе: |
|
Создание презентации (проект) по заданной теме |
14 |
Письменное сообщение по заданной теме |
22 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Защита населения и персонала предприятий в чрезвычайных ситуациях. |
|
|||
Тема 1.1 Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
ЧС природного характера. ЧС военного характера. ЧС, вызванные терроризмом. |
2 |
||
Практическая работа №1 Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. |
|
|
||
Тема 1.2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
ЧС, вызванные возникновением пожаров и взрывами. Радиоактивное загрязнение территорий. ЧС, связанные с загрязнением атмосферы и территорий химически опасными веществами. |
2 |
||
Практическая работа №2 Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
2 |
|
||
Тема 1.3 Защита населения от поражающих факторов ЧС.
|
Содержание учебного материала |
2
|
||
1. |
Виды защитных мероприятий. Ликвидация радиоактивного загрязнения территории и защита людей в зоне чрезвычайной техногенной ситуации. Ликвидация химического заражения территории. |
2
|
||
Практическая работа №3 Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. |
2 |
|
||
Тема 1.4 Средства коллективной и индивидуальной защиты населения в ЧС. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Меры противодействия терроризму и обеспечения защищенности населения от терактов. |
2 |
||
Практическая работа №4 Изучение первичных средств пожаротушения. |
|
|
||
Тема 1.5 Устойчивость работы объектов экономики в ЧС. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Понятие устойчивости предприятия в условиях ЧС. Факторы при оценке устойчивости предприятия в условиях ЧС. |
2 |
||
Практическая работа №5 Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС. |
|
|
||
Тема 1.6 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
|
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Организация и функционирование РСЧС. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС. |
2
|
||
Практическая работа №6 Изучение организации проведения эвакуационных мероприятий и мер по инженерной защите от ЧС. |
2 |
|
||
Тема 1.7 Общая характеристика поражений организма человека. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи. |
2 |
||
Практическая работа №7 Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях. |
2 |
|
||
Тема 1.8 Первая помощь при различных повреждениях и состояниях организма.
|
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Транспортная иммобилизация и транспортирование пострадавших при различных повреждениях. |
2 |
||
Практическая работа №8 Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм. |
2 |
|
||
Практическая работа №9 Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания. |
|
|||
Раздел 2. Основы военной службы. |
||||
Тема 2.1 Основы военной безопасности Российской Федерации. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности РФ, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан. Организация обороны Российской Федерации. |
2 |
||
Тема 2.2 Вооруженные Силы Российской Федерации. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Русская военная сила – от княжеских дружин до воздушно-космических сил. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации по теме: Города-Герои и города воинской славы России. |
14 |
|
||
Тема 2.3 Состав, назначение и задачи Вооруженных Сил РФ. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Руководство и управление Вооруженными Силами РФ. |
2 |
||
Тема 2.4 Воинская обязанность в Российской Федерации. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет. |
2 |
||
Тема 2.5 Призыв граждан на военную службу. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу. |
2 |
||
Практическая работа №10 Изучение и анализ боевого оружия и специального снаряжения войск РФ. |
2 |
|
||
Тема 2.6 Военная служба – особый вид государственной службы. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Воинские должности и звания военнослужащих. |
2 |
||
Практическая работа №11 Изучение выполнения курса контрольных стрельб из стрелкового оружия. |
2 |
|
||
Тема 2.7 Правовой статус военнослужащих. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Права и обязанности военнослужащих. Юридическая ответственность военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужащих. |
2 |
||
Тема 2.8 Начало, срок и окончание военной службы. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Увольнение с военной службы. |
2 |
||
Тема 2.9 Прохождение военной службы по призыву. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Общие вопросы военной службы. Караульная служба. Воинская дисциплина. |
2 |
||
Тема 2.10 Военная служба по контракту. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Альтернативная гражданская служба. |
2 |
||
Раздел 3. Подготовка учащейся молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. |
|
|||
Тема 3.1 Государственные и воинские символы России. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Дни воинской славы, памятные даты и воинские праздники России. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения по теме: Дни воинской славы и памятные даты России. |
22 |
|
||
Тема 3.2 Воинские традиции – память поколений. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. |
Воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации. |
2 |
||
Тема 3.3 Военно-профессиональная ориентация молодежи. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Организация, задачи и направления совершенствования подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. |
2 |
||
Тема 3.4 Военно-патриотическое воспитание будущих воинов |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Физическая подготовка и здоровый образ жизни – залог успешной военной службы. |
2 |
||
Тема 3.5 Общая характеристика межличностных взаимоотношений между военнослужащими. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Сущность, виды и характеристика конфликтов в воинских коллективах. |
2 |
||
Практическая работа №12 Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции. |
2 |
|
||
Тема 3.6 Пути и методы предупреждения и разрешения конфликтов. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1. |
Правила неконфликтного поведения военнослужащих. |
2 |
||
|
Всего |
108 |
|
3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
1. Учебно-методическая литература.
2. Аудио-видео-аппаратура, проекционная аппаратура.
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
4. Макеты, муляжи, модели.
5. Тренажеры.
6. Стенды, плакаты.
7. Средства индивидуальной защиты и медицинское имущество.
8. Аудиовизуальные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых нормативно-правовых актов,
учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ.-2009.-№4.-Ст.445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (в ред. от 07.12.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. – 1996. № 25. –Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.2013) // СЗ РФ. – 1998. № 13. – Ст.1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. – 1994.- № 35. – Ст.3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116 -ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. – 1997.- № 30. – Ст.3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ « Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. – 2002. — № 30. – Ст.3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ « Об обороне» (в ред. от 05.04.2013, с изм. от 03.02.2014;04.06.2014;12.02.2015) // СЗ РФ. – 1996.- № 23. – Ст.2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002.- № 2. – Ст.133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. – 2011.- № 48. – Ст.6724.
10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. – 2004.- № 2. – Ст.121.РФ 25.10.2011 № 22124).
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
От 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183).
12. Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.04.2010 № 16866).
Основные источники:
1. Глыбочко П.В. Первая медицинская помощь: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования – 8-е изд., стер. – М., 2014.
2. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М., 2014.
3. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М., 2015.
4. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2015.
5. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.
6. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронное прил. к учеб. / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.
7. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.
8. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова – М., 2014.
9. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы / Ю.Н. Лубченков. – М., 2009.
10. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – М., 2014.
11. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник / В.Ю. Микрюков. – М., 2014.
12. Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. / В.Ю. Микрюков. – М., 2013.
13. Митяев А. Книга будущих командиров / А. Митяев. – М., 2010.
14. Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М., 2013.
15. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. – Ростов н/Д, 2013.
16. Огнестрельное оружие / (М. Аксенова и др.). – М., 2012.
17. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Ю.Г. Сапронов – М., 2018.
Интернет-ресурсы:
1. www.mchs.gov.ru (МЧС РФ).
2. www.mvd.ru (МВД РФ).
3. www.mil.ru (МО РФ).
4. www.fsb.ru (ФСБ РФ).
5. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
6. www.booksgid.com (Book Gid. Электронная библиотека).
7. www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
8. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
9. www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
10. www.shool.edu/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
11. www.ru/book (Электронная Библиотечная система).
12. www.pobediteli (Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).
13. www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных сил).
14. www.simvolira.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).
15. www.militera.lib.ru (Военная литература).
Дополнительные источники:
Примечание: при изучении дисциплины Безопасность жизнедеятельности разрешается пользоваться и другой специальной литературой, не указанной в данном перечне.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
|
— организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; — предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; — использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; — применять первичные средства пожаротушения; — ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; — применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; — владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; — оказывать первую помощь пострадавшим;
|
Формы контроля обучения: — домашние задания творческого характера; — практические задания по работе с литературой;
Формы оценки результативности обучения: — традиционная систем отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.
Методы контроля направлены на проверку умений обучающихся: — выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; — делать осознанный выбор способов действий; — осуществлять коррекцию (исправление) ошибок; — работать в команде.
Мониторинг оценки результатов обучения: — формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Знать: |
|
— принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; — основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; — основы военной службы и обороны государства; — задачи и основные мероприятия гражданской обороны; — способы защиты населения от оружия массового поражения; — меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; — организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; — основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; — область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; — порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |