Автор: Дьяченко Надежда Степановна
Психолого-педагогические условия воспитания культуры общения
детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы формирования культуры общения детей дошкольного возраста в современных условиях приобретает особую значимость, когда происходит постоянное увеличение числа контактов детей в различных сферах его жизнедеятельности (в семье, в детском саду и т.п.). В этой ситуации на ребенка возрастает оказываемая психологическая нагрузка в значительной степени. В таких условиях, по мнению М.И. Лисиной, необходимо уметь выбирать определенный способ поведения, и значимым становится вопрос о способности использования ребенком защитного механизма, который предотвращает и локализует нервно-психические перегрузки организма [2]. В свою очередь И.Ю. Войтович, А.В. Веденов в качестве такого защитного механизма определяют формирование культуры общения ребенка с окружающими людьми.
Именно в процессе воспитания формируется коммуникативная культура, которая является частью общей культуры человека. У общества сформированы определенные запросы в данном направлении, и они находят отражение в Концепции дошкольного воспитания, в рамках которой формирование у детей дошкольного возраста навыков взаимодействия с окружающими людьми (родителями, сверстниками, взрослыми) определяется в качестве необходимого условия их благополучного развития и социализации. Указанное значение общения обосновывается в работах таких отечественных психологов как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и др. При этом необходимо отметить, что закономерности формирования культуры общения связаны с возрастными особенностями. Так в психолого-педагогической литературе дошкольный возраст определяется в качестве периода, в течение которого дети активно приобщаются к культурным нормам и ценностям. В это же время у ребенка формируется определенное отношение к обществу и миру, а также на основе полученного культурного опыта формируется его личность.
По мнению А.А. Леонтьева, приоритетное основание для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования и успешности учебной деятельности детей – это именно развитие коммуникативных навыков [1]. При этом культура общения определяется как одна из основных частей коммуникативной культуры человека и в рамках темы исследования представляет собой выполнение ребенком определенных норм и правил при осуществлении общения со сверстниками и взрослыми, а именно использование соответствующего словарного запаса, вежливое поведение, нормы обращения и т.п.
Деятельность педагога по воспитанию культуры общения в старшем дошкольном возрасте строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на закрепление и перевод в формат привычки усвоенные положительные формы общения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры общения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки [3]. Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности; использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения; обучение вежливому поведению в общественных местах; формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Для воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста необходимо создавать определенные педагогические условия, способствующие этому процессу. К ним можно отнести:
1) создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка,
2) развитие коммуникативных навыков и умений;
3) речевая и поведенческая культура взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);
4) разнообразная предметно-развивающая среда, удовлетворяющая актуальные потребности дошкольников в общении и деятельности, интересы мальчиков и девочек;
5) накопление и обогащение знаний детей о культуре общения и формах ее проявления;
6) перенос усвоенных знаний и правил общения в речевую и другие виды деятельности;
7) взаимодействие педагогов и родителей дошкольников в воспитании культуры общения, выработке единых позиций и согласованных действий с учетом индивидуальных особенностей детей и освоении культурного опыта;
8) проектирование содержательной жизни детей, «событийного сценария», обеспечивающего накопление опыта переживаний, участие в эмоционально насыщенных ситуациях нравственного поведения, дружеских контактов, уважения к другим людям, а также развитие собственного достоинства.
Список использованной литературы:
1. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии :Избр.псих.труды. Л., Воронеж, 2001. — 447с.
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.
3. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.