Психологическое обследование детей, перенесших насилие. Отражение опыта перенесенного насилия в изобразительной деятельности детей

Автор: Артюхова Анна Сергеевна

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Апшеронский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «Психологическое обследование детей, перенесших насилие. Отражение опыта перенесенного насилия в детских рисунках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артюхова А.С.

Педагог-психолог

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Артюхова Анна Сергеевна, я педагог-психолог Апшеронского СРЦН. И сегодня я расскажу вам о том, как мы проводим психодиагностические обследования, какие методики позволяют предположить перенесенное ребенком насилие и как эффективно организовать диагностическую работу с такими детьми.

Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личност­ные свойства и ценности, определяющие качество будущей жиз­ни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, физического и психического насилия.

Что же такое насилие? Насилие — это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью; это система поведения одного человека для обретения и сохранения власти и контроля над другим человеком разными способа­ми (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоцио­нальное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на сколь возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий.

СЛАЙД 2

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера.

И я бы хотела подробнее рассказать вам о диагностическом этапе психологической работы с детьми, перенесшими насилие либо ставшими его свидетелями.

Прежде, чем приступать к диагностическим процедурам, специалисту необходимо помнить о том, что процесс формирования отношений с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения, имеет определенные особенности.

Основные усилия должны быть направлены на формирование у ребенка чувства безопасности во взаимодействии (проявление позитивного отношения, внимание к его переживаниям и потребностям, снижение тревожности за счет того, что специалист объясняет весь процесс взаимодействия). Работа должна быть регулярной и постоянной (в противовес картины мира ребенка с непостоянствами, нестабильностью, ненадежностью).

После установления доверительных отношений ребенок может начать проверять их, проявляя гнев, агрессию, другие негативные реакции и ожидая отрицательного отношения к себе. Важно дать понять ребенку, что как бы он не поступал, его не отвергнут и не допустят насильственных действий. Обсуждение таких моментов позволяет сформировать более позитивные ожидания и достичь изменений в общении ребенка с окружающими.

Специалисту необходимо помнить то, что дети могут не иметь достаточного запаса слов для выражения своих переживаний, поэтому необходимо помочь ребенку обучиться распознаванию эмоций. Психолог может сам называть их.

Когда ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от специалиста внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику, приемлемы для психолога.

СЛАЙД 3

Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексуального, неэффективно и даже вредно:

·       спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика;

·       задавать вопросы, усиливающие чувство вины;

·       спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь;

·       говорить о том, что сделали бы в подобной ситуации вы;

·       давать советы и навязывать собственные решения;

·       говорить “успокойся, не переживай…”, то есть отрицать чувства ребенка;

·       быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии;

·       говорить “я тебя понимаю…”;

·       слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.

Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).

Для выявления опыта перенесенного насилия при психодиагностике детей и подростков используется ряд методов:

•        игра с куклами: для детей от двух до семи лет;

•        рисование: для детей от пяти лет;

•        рассказывание историй: для детей школьного возраста, имеющих языковые способности и достаточный словарный запас.

СЛАЙД 4

Игра с куклами. В случаях насилия маленький ребенок точнее и легче выразит это своим поведением, действиями в игре. Выбор игрушек даст специалисту информацию о том, что происходит с ребенком. Им могут быть выбраны агрессивные или пассивные игрушки, женского или мужского пола, конструктивные или деструктивные. Для более объективной диагностики сексуального насилия используются анатомически правильные куклы. Набор кукол включает мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторичные половые признаки.

СЛАЙД 5

Такие куклы очень натуралистичны, и материал, полученный с помощью анатомических кукол, является очень информативным как с точки зрения оценки ситуации, так и состояния ребенка. Нужно наблюдать за тем, что ребенок делает с каждой игрушкой, какие темы постоянно звучат в игре.

Реакции детей, испытавших и не испытавших сексуальное насилие, совершенно разные. Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Они проявляют любопытство, незнание, задают вопросы (иногда глупые), дотрагиваются до половых органов, рассматривают их, нажимают на них и т.д. Дети спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Через некоторое время их интерес угасает.

Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают их между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле.

Дети, испытавшие сексуальное насилие: проявляют страх, волнение, не хотят подходить к куклам, боятся дотронуться до них; реагируют агрессивно: «Куклы нехорошие, злые»; ведут себя так, как будто этого они еще никогда не видели, как будто не знают, как называются интимные части тела, как будто они не замечают различия между куклами мужского и женского пола (особенно у «взрослых» кукол мужского пола);  маленькие дети с эмоциональными нарушениями используют куклы, чтобы открыто проиграть сексуальные действия. Для прояснения ситуации во время игры ребенку можно задавать прямые вопросы, чтобы дополнить игровую диагностику.

СЛАЙД 6

Модификацией игровой диагностики может служить так же работа в психологической песочнице. Здесь, как и в случае с куклами, показателен выбор ребенком фигурок для игры и особенности разыгрываемого им сюжета (рассказать случай из практики).

СЛАЙД 7

Рисование. Рисунки детей служат потенциальными индикаторами насилия. Как известно, большинство детей отказываются признавать факт насилия, особенно сексуального, в силу испытываемых ими негативных эмоций и внутренних когнитивных конфликтов. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними. Прежде чем определять потенциальные индикаторы сексуального насилия по рисункам, специалисты должны хорошо изучить рисунки детей «в норме», поэтому часто бывает удобно предлагать рисование большой группе детей, чтобы на фоне «нормы» выделить отклонения.

Специалист может предложить ребенку различные варианты рисунков:

•        нарисовать картинку (без темы);

•        нарисовать картинку о своей семье;

•        нарисовать картинку о себе самом. Для этого можно предложить трафареты человека обоих полов, вид спереди и сзади.

Дети, испытавшие сексуальное насилие:

•        рисуют картинки, на которых отчетливо виден повседневный интерес к сексуальным темам и повышенное восприятие сексуальности (грудь у себя самой, пенис у животных);

•        рисуют людей во время сексуальных действий;

•        часто особое внимание уделяют нижней части тела (например, очень подробно рисуют молнию на брюках). Дальнейшие комментарии, касающиеся содержания рисунка, позволяют убедиться в том, что рисунок имеет сексуальную направленность;

•        на рисунке отображают чувства, которые являются реакцией на то, что они испытывали (гнев, страх, беспомощность);

•        в рисунках иногда дети специально уклоняются от сексуального содержания;

•        эмоциональное состояние ребенка передается посредством нарисованной им мимики. Слезы и нахмуренные брови говорят о печали или депрессии. Если изображенная улыбка неадекватна всей нарисованной сцене, то, скорее всего, она показывает, что ребенок скрывает истинные чувства или понимание ситуации. Нарисованный большой рот в виде круга говорит об имевшем место оральном сексе;

•        чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы на рисунке или полное их отсутствие также говорят о наличии сексуальной тревожности, растерянности или неадекватности;

•        отсутствие рук на рисунке свидетельствует о потере контроля над событиями или о наличии чувства вины, связанного с какими-либо действиями с руками.

•        наличие сжатых вместе ног у фигуры человека — это характерная деталь в изображениях человеческой фигуры у детей, переживших сексуальное насилие, что передает состояние напряженности, «зажатости»;

•        отсутствие на рисунке нижней части тела говорит об отрицании как механизме защиты ребенка в ситуации насилия;

•        наиболее закрашенные части тела, в частности гениталии или рот, отражают высокую степень тревожности жертвы насилия;

•        выделенные на рисунке фаллические символы (дымовые трубы, деревья, телефонные трубки) или, наоборот, их отсутствие там, где им следовало бы быть, является индикатором тревожности, связанной с мужской сексуальностью или отношениями с мужчинами. Изображение гениталий статистически чаще встречается в рисунках детей – жертв сексуального насилия, чем в обычной выборке. Исследователи подчеркивают, что эта характеристика не является абсолютным диагностическим критерием, а выступает лишь как тенденция.

Признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы: экстравагантная одежда, изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры, прозрачная одежда; руки, прикрывающие генитальную область (как показатель стремления к контролю за своими сексуальными импульсами); резко подчеркнутое обрамление генитальной области (нарисованные с сильным нажимом карманы и пряжка пояса) и области груди (галстук). После того как ребенок закончил рисунок, нужно спросить, что на нем изображено, побудить к тому, чтобы ребенок назвал отдельные части тела. Необходимо обратить внимание на то, что бросается на рисунке в глаза (например, почему так широко расставлены ноги).

Для перенесших насилие детей также характерно создание изображений ущербных или неполноценных персонажей, а также таких, которые испытывают страх и отчаяние, либо находятся в опасной для них ситуации. Это может отражать особенности самовосприятия таких детей. Подобные особенности образа «я» детей-жертв насилия хорошо проявляются как в спонтанной, так и организованной изобразительной деятельности, в том числе при использовании некоторых проективных графических методик, например, тестов Сильвер и «Диагностической рисуночной серии» (ДРС).

СЛАЙД 8

В своей диагностической работе мы используем тест Сильвер в модификации «Нарисуй историю». Рисуночный тест «Нарисуй историю» применяется как для детей, начиная с пятилетнего возраста, так и для взрослых. Большинство тестируемых выполняет его не более чем за 10 минут. При выполнении этого теста дается определенная оценка своему образу Я через восприятие самого себя и окружающих. Кроме этого, в рисунке могут быть отражены и защитные резервы организма, особенно после перенесенного стресса.

Тест состоит из двух вариантов: варианта А и варианта Б.

 

Вариант А (на слайде) включает в себя 14 рисунков, взятых из рисуночного теста Р. Сильвер и стимульного рисования. Эти изображения, как правило, вызывают у человека фантазии с отрицательной тематикой.

Вариант Б (на слайде) включает также 14 рисунков, которые используются в основном с диагностической и психотерапевтической целью. Этот вариант был создан в том числе и для смягчения негативного содержания стимульных рисунков варианта А, и для того, чтобы можно было использовать вариант А главным образом в качестве пре– и посттеста.

Вариант Б хорошо использовать в особо сложных случаях, особенно если клиент не отличается открытостью характера. Надо отметить, что применение этого варианта приносит неоценимую и огромную помощь при выявлении скрытых депрессивных состояний человека.

Для проведения теста необходимо дать ребенку карточку со стимульным материалом, обычный белый лист бумаги, графический карандаш и ластик.

Задание к тесту звучит так: «Выбери из этих картинок две и придумай, что могло произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда будешь готов, нарисуй то, что придумал. Изобрази на рисунке то, что происходит. Можно изменять изображенное на картинках, рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив, дай своему рисунку название и запиши свою историю на листе бумаги».

Оценка рисунков

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шкалы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержанием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими баллами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?».

Критерии оценки рисунков  согласно шкале образа «я»:

1 балл — Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем.

2 балла — Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным фрустрированным, несчастным или страшным персонажем.

3 балла — Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком.

4 балла — Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.

5 баллов — Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят.

На экране вы видите несколько рисунков, выполненных детьми в ходе психологической диагностики посредством теста «Нарисуй историю» (рассказать про рисунки).

СЛАЙД 9

1. Примером рисунка с деструктивной тематикой может служить представленное на слайде изображение. Первый рисунок создан мальчиком 10 лет, многократно подвергавшимся психологическому и физическому насилию со стороны мамы. Подпись под его рисунком гласит: «Жил кот Вася и мышь. Мышь была злой, и кот с ней подрался». Оценка по шкале эмоционального содержания 2 балла, по шкале образа «я» — 5 баллов. Изображены деструктивные отношения, мальчик ассоциирует себя с котом, который подрался со злой мышью. На вопрос, как чувствует себя кот, подравшийся со злой мышью, мальчик ответил, что кот доволен, что показал мыши, кто тут хозяин.

СЛАЙД 10

2. Примером рисунка с самодеструктивной тематикой является работа мальчика 11 лет. Мальчик так же подвергался жестокому обращению со стороны матери, испытывает глубокую материнскую депривацию и реактивное расстройство привязанности (до 9 лет воспитывался разными родственниками). Под рисунком он написал: «Жил был Пушкин, и у него случилась беда. И он себя зарезал на улице, и выпало у него сердце». Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — также 1 балл. Изображен одинокий, пытающийся покончить жизнь самоубийством персонаж, с которым идентифицируется автор рисунка. На данном рисунке, в отличие от предыдущих, отсутствует изображение какого-либо иного персонажа, который мог бы выступать источником неприятных переживаний и провоцировать другой персонаж к самоубийству. Возможно, что это является следствием защитного механизма диссоциации и вытеснения из сознания связи между травмой и ее обстоятельствами.

СЛАЙД 11

3. На следующем слайде представлен рисунок девочки 11 лет, многократно подвергавшейся физическому и психологическому насилию со стороны матери. История к рисунку следующая: «В одном городе «Цыпляновске» (мой выдуманный город) жил мальчик Кирилл. И у него жил кот Валик. Рыжий и толстый. Однажды он пошел в магазин за паштетом и хлебом. Когда он вышел на улицу, Он увидел злого динозавра. Он ходил и убивал людей. Все здания падали, а солнце превратилось в черный круг. Он испугался. Вдруг из-за угла выбежали  люди с вилами и начали его бить. Когда он собирался бежать, из моего подъезда выбежал Валик. Он шипел и кричал на динозавра, хотел его остановить, но было поздно. Он кинулся на него и исцарапал его полностью. Когда он упал, у него изо рта вылетел черный шар, который полетел в динозавра. Кирилл смотрел на всё это с огромным интересом. Когда шар попал в динозавра, он упал и умер. Тогда люди начали кричать и хвалить Валика. С тех пор Валик в городе Цыпляновске герой, и в честь него поставили памятник». На вопрос, кто из персонажей истории ближе девочке, она ответила, что мальчик Кирилл и кот Валик. Здесь имеет место защитный механизм по типу диссоциации, уход в мир фантазии.

СЛАЙД 12

Еще одной методикой, которую мы широко применяем в диагностике, является ДРС. Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает создание отдельного рисунка. При выполнении первого задания — свободного рисунка — испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, используя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисование дерева») испытуемого просят нарисовать дерево, а при выполнении третьего задания испытуемому предлагается: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же набор материалов: три листа бумаги — по одному листу на каждое задание; набор художественной пастели, включающий 12 цветов.

Предлагаю вам рисунки, выполненные детьми, обследованными по методике ДРС (рассказать про рисунки).

СЛАЙД 13

Треугольные, угловатые формы, как правило, символизируют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересекать все пространство рисунка, либо располагаться параллельно друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов. «Клиновидные формы могут выражать поведенческие реакции, связанные с посттравматическими эффектами, в частности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта.

СЛАЙД 14

В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо составлять группы или быть рассеянными по всему пространству рисунка. Эти изображения обычно не накладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанными. Такие изображения также могут символизировать переживание греховности и наказания, религиозные представления, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в качестве объекта наблюдения, печаль и скорбь.

СЛАЙД 15

Я нарочно не даю вам полную интерпретацию представленных рисунков, исходя из того принципа, что рисунок ребенка – это просто рисунок ребенка. Как диагностический материал он, несомненно, для нас важен. Но если использовать рисунок сам по себе, есть риск неправильно интерпретировать то, что создал ребенок. Травмированные дети в зависимости от личностных качеств, ведут себя по-разному. Один  может отрисовывать травмирующую ситуацию, другой – создавать ресурсные «счастливые» рисунки о своих мечтах, третий – рисунки о своеобразном наказании обидчика. И здесь очень важно разговаривать с ребенком о том, что он изобразил.

Итак, обращаем внимание:

·       Какое чувство передает рисунок?

·       Что выглядит странным?

·       Чего не хватает у данного субъекта?

·       Что находится в центре?

·       Каковы размеры и пропорции изображенных людей и предметов?

·       Есть ли повторяющиеся объекты?

·       В какой перспективе выполнена работа?

·       Есть ли на рисунке надписи?

Важно постараться стать как будто частью работы и привлечь к этому автора.

Вопросы по рисунку задаем без «Почему?», в форме6 «О, я вижу то-то, я замечаю то-то».

СЛАЙД 16

Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

1. Не нужно спешить с выводами и опираться только на какой-то один метод при определении, имело ли место насилие;

2. Не стоит задавать наводящие вопросы;

3. Если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде поподробнее;

4. При обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видеотехнологий;

5. В сложных случаях консультируйтесь с другими специалистами.

СЛАЙД 17

И, подводя итог всего рассказанного выше об отражении опыта перенесенного насилия в изобразительной деятельности, я хотела бы познакомить вас с работами художницы Сьюзан Блак. Вот, что она пишет в своей автобиографии: «Я родилась 23 июня 1960 года Бирмингеме. Я была одним из четырех «несчастных случаев», рожденных от неблагополучной матери, которая ненавидела детей. Мое детство было ежедневным кошмаром, в котором физическое, эмоциональное и сексуальное насилие было обыденностью. Это все, что я знала, все, чем я была. Это была моя нормальность». Всего Сьюзан создано 42 картины, отражающих насилие, пережитое ею в детстве. Я покажу вам наименее пугающие. В настоящее время картины Сьюзан Блак используются при обучении социальных работников и психотерапевтов в Европе. Сама Сьюзан в качестве спикера участвует в обучающих семинарах, где рассказывает о своем детском опыте и о том, как это отразилось на ее дальнейшей жизни.

Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *