Программа ВУД

Автор: Атласова Луиза Ивановна

      

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»

 

                                  

«Рассмотрено»:                                                         «Согласовано»:                                                                      «Утверждаю»:

Руководитель  МО нач.кл.                                      Зам. директора по УВР                                                           Директор школы

___________________                                           ___________________                                                             _______________

                               Атласова Л.И.                                                             Атласова ЭН                                                                              Дьячковская Г.Н.   

«   »сентября 2018г.                                                 «   » сентября 2018г.                                                              «   » сентября 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочного курса

«Родной край»

для  2   класса.

 

                

 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             

                                                                                             Составитель      Атласова ЛИ      

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

  Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

· систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

· экологическое мышление,

· культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

· культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

   Программа «Голубая планета» разработана для детей 7-10 лет на основе авторской программы Алексеевой  С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

· Учить детей быть ответственными за свои поступки.

· Формировать культуру поведения в природе.

· Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

· Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

· Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

· Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

· Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

                                               Актуальность программы

         Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

         Опыт работы с предыдущим классом показывает , что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

        Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научит  их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Планируемые результаты

В процессе изучения  учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностныерезультаты изучения факультативного курса «Голубая планета»

У выпускника будут сформированы:

· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

·   понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

· осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

·   навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

· понимание важности здорового образа жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

· осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

· понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

· применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

· подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

· наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

· использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

· осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

· вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

· находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

·   вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

·   выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

·   использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

·   исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

·   измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

·   выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Содержание программы

Курс программы состоит из 9  разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Братья наши меньшие ”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – “Цветы на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать рассаду цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, в интересной игровой форме узнают о редких видах растительного и животного мира, формируется экологическая культура детей.

 

Содержание

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Дата

Теорет.

Практ.

 

1

Введение в

экологию

1

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                               

Беседа «Экологическая ситуация

Игра «Почемучки»

1

 

 

2

Братья наши меньшие

2

1. Наблюдения за домашними  и дикими животными. Кто живет в нашем доме и в лесу?

Беседа о домашних и диких  животных. Выставка рисунков «Наши братья меньшие».

1

 

 

2. Мой питомец

Рассказ-описание «Мой любимец».  

 

1

 

3

Пернатые друзья

3

1. «Мы – друзья птиц».

Беседа о птицах.

1

 

 

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

 

1

 

3. Зимующие птицы.

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

 

1

 

4

О чем говорят деревья

4

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1

 

 

2. Заочная экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

 

1

 

3. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

 

1

 

4.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

 

1

 

5

Загадки животного мира

5

 1. Зимовье зверей

 

Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы».

1

2

 

2. Экскурсия 

Наблюдения «Внешний вид животных»

 

1

 

3. Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни животных

 

1

 

6

Секреты неживой природы

 

 

 

5

1. Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Мир , в котором хотелось бы жить»

1

1

 

2. Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года.

 

2

 

3. Наблюдения  за водой, снегом, льдом.

Проведение опыта со льдом, снегом, водой.

 

1

 

7

Цветы  на окне

5

1. Происхождение комнатных растений

Знакомство с видами комнатных растений, их происхождением. Уход за растениями.

1

1

 

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

 

2

 

3.Аптека на окне

 

Знакомство с растениями-целителями.

 

1

 

8.

Человек – часть живой природы

5

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

1

 

 

2. Выращивание рассады в домашних условиях.

Посадка рассады цветов , овощей в классе. Уход за ним.

 

1

 

3.Посадка   овощей

Знакомство с условиями выращивания.

 

2

 

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок о природе.

 

2

 

9

 

Охрана природы.

3

1. Красная книга Якутии –   

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

1

1

 

2. Охраняемые животные и растения нашей местности. ООПТ «Кюпский»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

 

1

 

 

 

34ч

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *