Автор: Атласова Луиза Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»
«Рассмотрено»: «Согласовано»: «Утверждаю»:
Руководитель МО нач.кл. Зам. директора по УВР Директор школы
___________________ ___________________ _______________
Атласова Л.И. Атласова ЭН Дьячковская Г.Н.
« »сентября 2018г. « » сентября 2018г. « » сентября 2018 г.
Рабочая программа внеурочного курса
«Родной край»
для 2 класса.
Составитель Атласова ЛИ
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
· систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
· экологическое мышление,
· культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
· культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Программа «Голубая планета» разработана для детей 7-10 лет на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
· Учить детей быть ответственными за свои поступки.
· Формировать культуру поведения в природе.
· Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
· Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
· Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
· Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
· Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Актуальность программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Опыт работы с предыдущим классом показывает , что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Планируемые результаты
В процессе изучения учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностныерезультаты изучения факультативного курса «Голубая планета»
У выпускника будут сформированы:
· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
· понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
· осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
· навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
· понимание важности здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
· осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
· понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
· применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
· подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
· наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
· использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
· осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
· вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
· находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
· вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
· выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
· использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
· исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
· измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
· выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Содержание программы
Курс программы состоит из 9 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Братья наши меньшие ”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Цветы на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать рассаду цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, в интересной игровой форме узнают о редких видах растительного и животного мира, формируется экологическая культура детей.
Содержание
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Тема |
Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения |
Кол-во часов |
Дата |
|
Теорет. |
Практ. |
|
|||||
1 |
Введение в экологию |
1 |
1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? |
Беседа «Экологическая ситуация Игра «Почемучки» |
1 |
|
|
2 |
Братья наши меньшие |
2 |
1. Наблюдения за домашними и дикими животными. Кто живет в нашем доме и в лесу? |
Беседа о домашних и диких животных. Выставка рисунков «Наши братья меньшие». |
1 |
|
|
2. Мой питомец |
Рассказ-описание «Мой любимец». |
|
1 |
|
|||
3 |
Пернатые друзья |
3 |
1. «Мы – друзья птиц». |
Беседа о птицах. |
1 |
|
|
2.Перелетные птицы. |
Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» |
|
1 |
|
|||
3. Зимующие птицы. |
Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» |
|
1 |
|
|||
4 |
О чем говорят деревья |
4 |
1. Этажи леса. |
Беседа. Знакомство с разными видами растений. |
1 |
|
|
2. Заочная экскурсия «По тропинке в лес пойдем» |
Наблюдение за деревьями |
|
1 |
|
|||
3. Сезонные изменения у растений. |
Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов. |
|
1 |
|
|||
4.Мы – художники. |
Рисование дерева в разные времена года |
|
1 |
|
|||
5 |
Загадки животного мира |
5 |
1. Зимовье зверей
|
Беседа «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» Викторина «Знакомые незнакомцы». |
1 |
2 |
|
2. Экскурсия |
Наблюдения «Внешний вид животных» |
|
1 |
|
|||
3. Любопытные факты о живой природе |
Интересные сведения о жизни животных |
|
1 |
|
|||
6 |
Секреты неживой природы
|
5 |
1. Природа – наш общий дом |
Беседа. Дидактическая игра «Мир , в котором хотелось бы жить» |
1 |
1 |
|
2. Времена года. |
Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. |
|
2 |
|
|||
3. Наблюдения за водой, снегом, льдом. |
Проведение опыта со льдом, снегом, водой. |
|
1 |
|
|||
7 |
Цветы на окне |
5 |
1. Происхождение комнатных растений |
Знакомство с видами комнатных растений, их происхождением. Уход за растениями. |
1 |
1 |
|
2. Любители света и тени, влаги и тепла. |
Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа. |
|
2 |
|
|||
3.Аптека на окне
|
Знакомство с растениями-целителями. |
|
1 |
|
|||
8. |
Человек – часть живой природы |
5 |
1. Люди разные нужны, люди всякие важны. |
Знакомство с профессиями людей. |
1 |
|
|
2. Выращивание рассады в домашних условиях. |
Посадка рассады цветов , овощей в классе. Уход за ним. |
|
1 |
|
|||
3.Посадка овощей |
Знакомство с условиями выращивания. |
|
2 |
|
|||
4. Человек! Будь природе другом! |
Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок о природе. |
|
2 |
|
|||
9
|
Охрана природы. |
3 |
1. Красная книга Якутии – |
Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
1 |
|
2. Охраняемые животные и растения нашей местности. ООПТ «Кюпский» |
Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки. |
|
1 |
|
|||
|
|
34ч |
|
|
|
|
|