Программа по учебному предмету «Музыкальная литература»

Автор: Гаврилова Татьяна Александровна
Учебный предмет «Музыкальная литература» направлен на приобретение детьми комплекса знаний, умений и навыков, отражающих наличие у обучающихся развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знание музыкальных стилей.
Дисциплина «музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих художественному развитию юных музыкантов. На уроках «музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средств музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
Музыкальная литература как учебный предмет – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства.
В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно. Опираясь на опыт общения с музыкой во время уроков игры на инструменте, уроков совместного музицирования и сольфеджио, музыкальная литература, в свою очередь, способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями, а также профессионализации тех учащихся, у которых для этого есть необходимые данные.
Направленность программы: художественная – программа музыкального творчества.
Практическая значимость: демонстрируя музыку, развивая у детей способность откликаться на выразительность ее художественных образов и осознавать отдельные элементы музыкальной речи, преподаватели совершенствуют их слух в его главной функции – как аппарат восприятия и контроля при осуществлении музыкальной деятельности. Именно на уроках музыкальной литературы учащиеся более всего получают тот необходимый эстетический материал, без «питания» которым слуховое развитие может утратить свою художественную сущность. Уроки музыкальной литературы, наряду с занятиями по сольфеджио и исполнительской работой в сольном, ансамблевом, хоровом и оркестровом классах, являются составной частью единой системы слухового развития детей, какой она сложилась в музыкальных школах и школах искусств.

Учебная программа по предмету — Музыкальная литература.docx