Автор: Громова Лариса Николаевна
«Капустница у оренбургских казачек»
Дети входят в зал, исполняют песню «Вейся, вейся капуста» в танце.
(по окончании дети остаются на своих местах, к ним в центр зала выходит Хозяйка)
Хозяйка: «Осень это время не только сбора урожая, его заготовки, но еще и праздника. Старинным, почитаемым праздником у нас на оренбургской земле был праздник – «Капустница». Девушки рубили капусту, показывая свое мастерство. И мы с вами сегодня открываем свой мастер класс, где покажем свое мастерство и гостей обучим. Занимайте места за столами.
(Дети рассаживаются за столы, расставленные полу кругом, с творческим материалом на каждом. Гости присоединяются по желанию.)
Хозяйка: « На праздник «Капустница» парни себе невест выбирали, поэтому девушки (казачки) были одеты, как вы, в нарядные сарафаны. Вот только у оренбургских казачек он особенный. И это мы узнаем, так как будем сегодня лепить статуэтку (куклу) оренбургской казачки».
Хозяйка: «Посмотрите, на ваших столах приготовлены небольшие бутылочки, их форма вам что — ни будь напоминает?
(ответы детей и гостей)
Хозяйка: « Это будет для нашей статуэтки-казачки — тело. Недостающие части мы будем долепливать. Какие это части?
(ответы)
Хозяйка: «Тело казачки мы будем лепить сразу в одежде — сарафане. Догадались как?
(ответы детей, с объяснением технической стороны приема облепливания. Если возникают затруднения, педагог подводит их к этому. Небольшое количество цветного теста наносим на увлажненную поверхность бутылочки, и примазываем. Работа начинается сверху. Когда вся форма облеплена, ее прокатывают между ладонями, что бы выровнять толщину налепа и сильнее присоединить тесто).
«Правильно, мы будем облепливать цветным тестом бутылочку. А что бы сарафан получился как настоящий, мы заглянем в прошлое. И познакомимся с особенностями костюма оренбургской казачки.
(Презентация «Оренбургские казаки и казачки», слайд № 9).
Хозяйка: «Посмотрите, из каких деталей состоит старинный костюм?
Дети: «Сарафан и рубашка».
Хозяйка: « Что можно сказать про сарафан, какой он?»
Дети: «Длинный в пол, цветной»
Хозяйка: « Поэтому вы сейчас выбираете любой цвет теста и облепливаете форму – основу сарафана.
(дети выбирают по своему желанию цвет теста и облепливают всю бутылочку, включая горлышко. Когда этот этап работы выполнен, педагог обращает внимание детей снова на слайд №9)
Хозяйка: «Оренбургские казачки украшали свои сарафаны, как вы думаете чем? Что это за украшение?»
(рассматривание слайда «Оренбургские казаки и казачки» №9, № 10)
Дети: «………»
Хозяйка: « Сарафан оренбургской казачки спереди, по центру украшался двумя кружевными лентами, между которыми пришивались металлические пуговицы. Внизу, на сарафане, то же была кружевная лента. Широкий сарафан подвязывался атласным поясом с кистями или ремнем.»
(Хозяйка обращается к детям)
Хозяйка: «Подумайте и скажите, как мы сможем передать в скульптуре вид кружевной ленты?
Дети: «Раскатать жгут расплющить его пальцами и присоединить к сарафану.
(дети предлагают и объясняют техническую сторону выполнения работы)
Хозяйка: «Да, можно раскатать жгут двумя пальцами – указательным и средним, разводя их в стороны и соединяя. Жгут должен получится, одинаковый по толщине, по всей своей длине. Если хотим получить узор – наносим отпечатки штампом.
Хозяйка обращает внимание детей на цвет кружевной ленты на сарафане, подводя к тому, какой цвет теста нужно будет взять для работы – белый.
(в качестве усложнения можно предложить сделать защипы на ленте из теста и присоединить к нижней части сарафана).
(Уточнить, что две ленты присоединяются посередине сарафана – бутылочки — сверху вниз и по нижней части, как имитация кружева).
Хозяйка: « Посмотрите на декоративную мелочь, которая лежит у вас в чашечках, что вы сможете предложить для пуговиц к сарафану?
(ответы детей)
(перламутровые полубусины)
Хозяйка: « Ребята из чего бы вы сделали пояс для сарафана?
(ответы детей: раскатать жгут, завязать атласную ленту).
Дети приступают к декорированию сарафана кружевами, жгутами белого цвета, пуговицами. Атласной лентой завязывают пояс на талии статуэтки.
Хозяйка: «Сарафан готов, теперь мы должны сделать рубаху. Давайте посмотрим на слайде какая она?
(ответы детей: белая, пышная, рукава широкие, зауженные к низу манжетой, с кружевом).
(Рассматривание слайда «Оренбургские казаки и казачки» №9)
Хозяйка: «Кто сможет предложить, как слепить пышные рукава для рубахи?»
Дети: «Раскатать два одинаковых конуса из шара».
Так как рубашка белая, то лепим конусы из белого теста, присоединяем узкой частью к основе сарафана, а широкой вниз и вылепливаем кисть руки из небольшого шара.
Когда костюм готов, присоединяется голова, соразмерная с телом .
Хозяйка: «Теперь вам нужно постараться, придать образу казачки улыбчивость и румяность. Что вы возьмете для этого в работе?»
(дети из бусин делают глаза, из цветного теста губы и щеки).
Хозяйка: « Теперь, когда есть образ казачки, в самый раз заняться плетением кос».
(Педагог обращает внимание детей на убор волос казачек на слайде № 13)
(Девушки не ходили с распущенными волосами, а заплетали их в косы. Если у девушки бал жених, она в косу ленту вплетала. А замужние женщины на улицу с непокрытой головой не выходили – платки надевали.
( Был и традиционный головной убор у оренбургских казачек – файшонка. Слайд № 11).
Хозяйка: «Кто предложит, как можно из теста сделать косу для казачки?»
Дети: «раскатать жгут сложить его пополам и скрутить – витой жгут, можно сплести из трех жгутов».
Дети плетут косы своим казачкам и по желанию украшают их лентами.
Можно сделать украшение в виде бус на шее у казачки из бусин и бисера.
По завершению работы дети презентуют свои статуэтки – оренбургских казачек в сарафанах.
Хозяйка: « Постарались мы на славу, мастерство свое показали. Гости, а Вас мы порадовали?!»
А на капустницу не только мастерство показывали, но и чай пили, а как вы думаете с чем?!
( Под фольклорное пение дети заносят пирог с капустой!)
«Все угощайтесь, про наш славный праздник не забывайте!»