Автор: Айзенберг Алла Альтеровна
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области».
Кафедра лингвистического образования
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
с использованием раздела «Фразеология»
Выполнила Айзенберг Алла Альтеровна
МОУ «СОШ № 123 с УИОП им. О.И.Охрименко»
Омск – 2016
Литература
1. Л.А.Аксенова. Фразеологизмы. Дидактический материал. 5-6 классы.
Русский язык. Первое сентября №14, 2005,с.17-24.
2. Л.А. Аксенова. Дидактический материал по теме «Фразеологизмы». 7-8 классы. Русский язык. Первое сентября . №17, 2005, с. 36-42.
3. А.Б. Аникина, Н.А.Каламова, И.К.Калинина. Современный русский язык. Контрольные упражнения по лексике. М.: Высшая школа, 1983.
4. Т.П. Астапенко. Лексический марафон. Лексика. Фразеология. 10 класс.
Русский язык. Первое сентября. № 9, 2006, с.9-10.
5. Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, Крылатые слова, М.: Правда, 1987.
6. Э.А.Вартаньян, Путешествие в слово, М.: Советская Россия, 1975.
7. В.Волина, Веселая грамматика, М.: Знание, 1995.
8. М.М. Казбек-Казиева, Школьные олимпиады по русскому языку. 5-11 классы , М.: Айрис-пресс, 2004.
9. Д. Кобяков. Бессмертный дар , Барнаул, 1975.
10. В.В.Одинцов, Лингвистические парадоксы, М.: Просвещение, 1976.
— 2 –
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………… 3
2. Глава 1…………………………………………………………………. 4
3. Глава 2………………………………………………………………… 7
4. Глава 3………………………………………………………………… 7
5. Литература……………………………………………………………. 10
6. Приложение……………………………………………………………
-3-
Введение.
В последние годы со всей очевидностью стали видны последствия того, что дети гораздо меньше читают. Увлечение компьютером, телевидением, увеличение объема информации привело к существенному обнищанию словарного запаса учеников. Наиболее ярко этот процесс проявляется на примере употребления в речи фразеологизмов. Дети не понимают значения многих выражений, не знают их происхождения, поэтому не умеют употреблять фразеологизмы в речи, отчего язык становится скудным, невыразительным, неэмоциональным. Умелое употребление идиом в речи говорит и об общей культуре человека, уровне его развития. Современная молодежь нехватку лексического запаса восполняет за счет жаргонизмов, непечатной лексики, что только усугубляет общее плачевное положение вещей.
Выход видится в работе над совершенствованием употребления фразеологизмов в речи учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.
В ряде изданий, посвященных внеклассной работе по русскому языку, в сборниках книг, журналах появляются статьи, разработки уроков и внеурочных мероприятий, посвященных изучению и актуализации темы «Фразеология».
Задачи данной работы:
1 выяснить, какими средствами в разных возрастных группах можно заинтересовать учащихся темой «Фразеология»
2 показать на основе конкретных внеклассных мероприятий, как можно вызвать интерес к данной теме.
Объект исследования – процесс изучения фразеологизмов в школе.
Предмет исследования – возможности внеклассной работы для актуализации изучаемой темы, расширение области знаний.
Гипотеза: чем чаще мы обращаемся на уроках и во внеурочное время к фразеологизмам, тем активнее дети вводят идиомы в собственную речь, правильнее используют фразеологизмы, расширяют общекультурный кругозор. Кроме повышения общеречевой культуры, работа над фразеологизмами имеет и узкую прикладную цель – выполнение заданий по данному разделу программы в аттестационных работах 9 и 11 классов.
Предлагаем следующие мероприятия по фразеологии в разных возрастных группах:
5- 6 классы – Игра «Это интересно узнать».
7 класс – выступление на конференции « Великий и могучий русский язык»
8-9 класс – олимпиада по фразеологии.
— 4 –
Глава 1
Классный час – игра «Это надо знать».
Подготовительный этап.
Класс делится на 2 команды по 7 человек. Остальные учащиеся – на две группы зрителей, поддерживающих свои команды.
Жюри формируется из учащихся старших классов. Оцениваются конкурсы по пятибалльной системе.
Ведет игру учитель.
Ребята получают домашнее задание: приготовить название команды, девиз, домашнее задание для команды противника.
Задание 1. Инсценировать задуманный фразеологизм так, чтобы противник его отгадал.
Задание 2. Рассказать об истории происхождения данных фразеологизмов.
1 команда: ноев ковчег, лезть на рожон.
2 команда: всемирный потоп, филькина грамота.
Начало игры.
Ведущий:
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. В языке их великое множество. Такие выражения, если их сравнить со словами- синонимами, создают более яркий образ, особую выразительность. Сравните: калачом не заманишь – никакими средствами не уговоришь прийти; звезд с неба не хватает – ничем не выдающийся, средних способностей.
Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной. Умение пользоваться фразеологизмами говорит о чуткости говорящего к слову, эмоциональности речи. А мы умеем владеть фразеологизмами? Что мы о них знаем? Это и выяснит наша игра.
Задание 1. Представление команд.
Задание 2. (выдается на карточках)
Какое словосочетание не является фразеологизмом? Почему?
1 команда. 2 команда
Золотое дно белый танец
Золотые серьги белый стих
Золотые горы белое вино
Золотая свадьба белая рубашка
Задание 3. Найдите и выпишите устойчивые выражения.
Текст читается 1 раз.
— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.
А Саша стучит.
— Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит…
— 5 —
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..
Стучит.
— Сказано – сделано! – Бабушка взяла молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас не видать тебе молотка как своих ушей!
Саша заплакал.
— Я машину чиню…
А бабушка:
— Всему свое время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился, Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
Задание 4. Объясните смысл пословиц
1 команда
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
2 команда
Делано наспех – сделано на смех.
Задание 5.
Конкурс капитанов
1. Какие словари крылатых слов вам известны?
2. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым сочетанием.
(Ответы записываются на бумагу и передаются в жюри, для зрителей текст читается вслух)
Задание 6 (болельщикам)
Демонстрируются рисунки.
Какие ошибки совершил художник, почему? Восстановите фразеологизм.
Задание 7.
Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словом
1 команде – голова
2 команде — ухо.
(Болельщики помогают при необходимости командам.)
Задание 8.
Выдаются карточки с заданием вставить необходимое, продолжив фразеологизм.
1 команда 2 команда
Голоден, как … надут, как…
Изворотлив, как … труслив, как …
Упрям, как … здоров, как …
Хитер, как … колючий, как…
— 6 –
Задание 9.
Домашнее задание.
Команды рассказывают о происхождении фразеологизмов.
Показывают приготовленные инсценировки.
Задание 10.
Решите пропорции
1 команде
а) ставить на кон = сгущать краски
ставить на карту ?
б) видимо – невидимо = по щучьему велению
? как по волшебству
2 команде
а) в мгновение ока = ______?________
в два счета с гулькин нос
б) с места в карьер = голова – два уха
? медный лоб
Итог игры.
Жюри подводит итоги.
Ведущий:
Надеемся, что сегодня вы стали немного умнее и теперь про вас можно сказать, что вы на фразеологизмах собаку съели. Желаем вам в учебе ни пуха, ни пера, и надеемся, что среди вас не будет тех, кто бьет баклуши.
— 7 –
Глава 2
Материалы выступления на конференции «Великий и могучий русский язык», подготовленные учащимися 7-8 классов, смотрите в Приложении № 2.
Глава 3
Материалы для проведения олимпиады (школьный тур) по фразеологии, проводится между учащимися 9-10 классов.
Задание 1. Назовите литературный источник этих выражений.
· Растекаться мыслью по древу
· Разбитое корыто
· Человек в футляре
· Птенцы гнезда петрова
· Свежо предание, а верится с трудом
· Принцесса на горошине
· Царевна Несмеяна
· Укрощение строптивой
Задание 2. Какие исторические события стоят за выражениями:
· Филькина грамота
· Пришел, увидел, победил
· Перейти Рубикон
· Потемкинские деревни
· Положить в долгий ящик
·
Задание 3. В каком из предложений нет фразеологизма.
· Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
· Сию минуту верните мне мою сумочку!
· Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
· На часах десять минут одиннадцатого.
Задание 4. Замените фразеологизмы синонимами, прояснив их значение.
· Тертый калач
· Камень преткновения
· Кануть в лету
· Развесистая клюква
· Косая сажень в плечах
· Мелкая сошка
— 8 —
Турусы на колесах
Задание 5. Восстановите общеупотребительный вид фразеологизма.
· Ни к городу, и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну,-
В край – все краям наоборот!
· Не продравши глаз –
В класс! в класс! в класс!
· Он делал из мухи слона и потом устраивал охоту на слонов
· В огромной картине нет места для малой детали, до последней ступицы пожарной колесницы.
· Дитя мое… Мое? Ее –
Дитя! То самое былье
Которым порастает быль.
Задание 6. Определите, людьми каких профессий созданы данные фразеологизмы, укажите значения устойчивых выражений.
Чернильная крыса
Снять стружку
Антонов огонь
На живую нитку
Отдать концы
Войти в роль
Стричь под одну гребенку
Задание 7 Вспомните и запишите как можно больше выражений – синонимов со значением «умереть».
Задание 8. Приведите как можно больше идиом, в которых употребляется слово вода.
Задание 9. Какие виды фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры.
— 9 –
Заключение.
Итак, мы показали и на практике проверили разные форы работы, при помощи которых можно пробудить интерес учащихся к данному разделу русского языка, расширить их кругозор, показать разнообразие фразеологизмов и источники их возникновения.