Окружающий природный мир
Конспект занятия в специальном (коррекционном) разновозрастном классе по теме «Осень золотая»
Автор: Кульчимаева Эльмира Юсуповна
Программное содержание:
- Уточнить представление об осени и ее приметах.
- Расширить и активизировать словарь по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать длительный плавный выдох.
- Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Листья дуба, клена, осины, березы, вырезанные из картона; листья на скотче из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «Осень», картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; наборное полотно; корзинка; мяч.
- Организационный момент
- Учитель.: – Ребята, по дороге в школу я набрала целую корзинку листьев.
Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.
(Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)
Учитель: – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
(листья: клен, береза, дуб, осина).
Учитель: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.
– Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
(О листьях, об осени.)
- Беседа об осени с рассматриванием картинок.
(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).
- Учитель: – Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?
(На картинках нарисована осень.)
Учитель: – Что ты видишь на 1-ой картинке, Кристина?
– Что нарисовано на этой картинке, Кирилл?
– Что ты видишь на этой картинке, Паша?
– Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.
А какие еще приметы осени вы знаете?
Молодцы, вы назвали все приметы осени.
- Упражнение «Подуй на листочки»
– Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.
Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.
- Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).
Учитель: – Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?
- Игра «Один-много» (с мячом).
Учитель: – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы, кот – коты).
Лист… зонт… туча…
Дерево… гриб… птица…
Учитель: – Молодцы. Садитесь на места.
- Игра «Что лишнее?».
Учитель: – Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.
Дуб, рябина, ромашка, береза;
Береза, трава, тополь, клен;
Туча, лед, дождь, ветер;
Грибы, урожай, листопад, подснежник;
Зонт, сапоги, шорты, куртка.
Учитель: – Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.
- Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику
Вот рябиновый резной, на обеих руках.
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
- Учитель: – Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.
– Какого листочка не стало?
– Все внимательные.
- Игра «Найди листья».
(Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите, затем обведите изображение пальцем. – Я вижу кленовый лист.)
- Игра «Посчитай листья».
Учитель: – Посмотрите, сколько здесь листьев на дереве? Давайте посчитаем сколько кленовых листьев на дереве? (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев)
Ш. Окончание занятия, оценка детей.