Методика развития речи

Автор: Хозяшева Валентина Викторовна

Методика развития речи

Ознакомление детей с поэзией в детском саду

 

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

Основная часть                                                                                            4

1.  Особенности восприятия детьми дошкольного возраста

 содержания и формы поэтического произведения                                   4

2. Требования к отбору поэтических произведений для детей                 9

3. Методика заучивания наизусть стихотворений в разных

возрастных группах                                                                                     11

4. Приемы обучения выразительному чтению стихов                              15

5. План занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой

 «Посидим в тишине» в старшей группе                                                    17

Заключение                                                                                                   22

Список использованной литературы                                                          23

Введение

 

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Цель данной контрольной работы –изучение методических основ ознакомления детей с поэзией в детском саду.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— изучение особенностей восприятия детьми дошкольного возраста содержания и формы поэтического произведения;

— анализ требований к отбору поэтических произведений для детей;

— изучение методики заучивания наизусть стихотворений в разных возрастных группах;

— рассмотрение приемов обучения выразительному чтению стихов;

— разработка плана занятия по заучиванию стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста содержания и формы поэтического произведения

 

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным[1].

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие особенности восприятия:

¾            зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;

¾            в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

¾            эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, и обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия между прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами[2].

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала[3], что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них «второго», истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности.

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

 

2. Требования к отбору поэтических произведений для детей

 

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать яркие, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведением является изобразительность и выразительность художественного образа. Изобразительность помогает реально представить цвет, форму, пропорции, то есть внешние признаки объектов и явлений действительности.

Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства и слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, то есть устанавливает мыслительную деятельность человека. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой[4].

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения, такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

— простота и четкость ритма;

— краткость самого стишка и отдельных строк;

— простота и ясность знакомых детям образов;

— отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в 3-4 года отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

 

3. Методика заучивания наизусть стихотворений в разных возрастных группах

 

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

   Заучивание стихотворений– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус

   Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

   Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

   Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

  Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

  В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

   На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения, установка на запоминание, мотивации (для чего нужно?).

   Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет.

Методические требования к заучиванию стихов:

1)              Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2)              Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3)              Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии.

4)              Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

5)              В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.

6)              В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми.

Методика заучивания стихов:

1)              Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

2)              Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

3)              Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

4)              Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросит произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

5)              Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте[5].

Игровые приемы, помогающие лучшему запоминанию:

— выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

— договаривание детьми слов, которые рифмуются;

— чтение стихов-диалогов по ролям;

— драматизация

— рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

Заучивание стихов с использованием мнемотехники:

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Методика мнемотехники:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу[6].

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах ДО.

 

4. Приемы обучения выразительному чтению стихов

 

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А.[7], можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

1)              подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2)              выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности

3)              беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4)              повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

5)              воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Жуковская Р. И. в своей работе «Чтение стихотворений в детском саду» описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов: -игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива[8].

Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

-игра с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)

На формирование выразительности направлены и такие приемы:

-образец выразительного чтения,

— пример выразительного чтения ребенка,

-оценка чтения,

— подсказ нужной интонации.

-напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;

-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

 

5. План занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе

 

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.

Задачи:

— Развивать интерес детей к художественной литературе.

— Формировать интерес к отгадыванию загадок.

— Развивать умение поддерживать беседу.

— Совершенствовать диалогическую форму речи.

— Развивать речь как средство общения. — Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

— Воспитывать чуткость к художественному слову. — Отработать интонационную выразительность речи. — Поощрять рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением профессий мам з; стихотворение Е Благининой» Посидим в тишине».

Предшествующая работа:

С утра в книжном уголке книга Е. Благининой «Вот какая мама». На мольберте — иллюстрации разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, готовкой и т. д., профессии женщин).

Ход занятия:

Вводная часть.

— В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

— Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово «мама»- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают где?

(рассматривание иллюстраций и рассказ, где работает мама)

— Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?

(ответы детей)

— Молодцы, ребята.

-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!

— Вопросы по содержанию стихотворения

— Ребята, вам понравилось стихотворение? — Как оно называется?

— О ком стихотворение?

-Почему девочка сидела в тишине и не играла?

— Правильно, дети, молодцы.

— Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения— в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова.

-Почему мама спит?

— Кто крадётся по маминой подушке?

— Что сказала девочка лучу?

— Куда метнулся луч?

Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

— Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? — Как это понимать: луч метнулся по стене?

Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? — Каким голосом девочка говорит лучу: «Я тоже двигаться хочу!» — Каким голосом надо читать: «Ничего, шепнул он будто, — Посидим и в тишине».

Упражнение детей в выразительном исполнении этих строк.

— Попробуем проговорить слова из текста «Мама спит, она устала.» так, чтобы мы поняли, что нельзя шуметь, а то мама не сможет отдохнуть.

Чтение повторно стихотворение с установкой на запоминание.

— Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, они очень обрадуются.

Прочтение стихотворения (3-5 детей).

Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет (не допускаем длительных пауз)

— Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.

Физкультминутка: «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают. (дети медленно встают).

Заключительная часть.

— Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? — Чем она понравилась, какая она? -Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.

— Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.

 

 

 

Заключение

 

Данная контрольная работа посвящена изучению методических основ ознакомления детей с поэзией в детском саду.

На основании представленного в работе анализа можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.

Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.              Акименко В. М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста; Феникс — Москва, 2013. — 256 c.

2.              Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.

3.              Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.

4.              Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд.//Издательство: «Детство-Пресс», 2008 – 128 с.

5.              Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.

6.              Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.

7.              Колодяжная Т. П., Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие; Перспектива — Москва, 2015. — 144 c.

8.              Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.

9.              Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников, М., 2012.

10.          Тихеева, Е.И. Развитие речи детей; М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. — Москва, 2013. — 159 c.

11.          Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос- Москва, 2012. — 288 c.

 


[1]Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд.//Издательство: «Детство-Пресс», 2008 – С.39-40

[2]Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.

[3]Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. 3-е изд.//Издательство: «Детство-Пресс», 2008 – С.52

[4]Акименко В. М. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста; Феникс — Москва, 2013. – С.114

[5]Колодяжная Т. П., Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие; Перспектива — Москва, 2015. – С.64

[6]Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2012. – С.107

[7]Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников, М., 2012.

[8]Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *