Автор: Иванникова Татьяна Васильевна
Клубный час «Свое место – каждой вещи»
Цели и задачи
— учить детей бережному отношению к вещам, воспитывать аккуратность.
Предварительная работа
Дети собирают потерянные и забытые вещи в специальном уголке «Бюро забытых вещей».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Учитель. Давайте послушаем разговор обиженных вещей и подумаем, почему вещи обиделись?
Звучит «Песенка обиженных вещей» С. Маршака.
Мы бедные подружки,
Мы книжки и игрушки,
Мы жили в магазине в порядке, чистоте.
Теперь мы у Володи,
Он славный парень вроде.
Но здесь для нас условия не те.
Оборвана обложка,
На ней заснула кошка.
А рядом под кроватью разбитый грузовик,
Разломанная клюшка,
Без головы Петрушка.
Беречь их, видно, мальчик не привык.
Страничка «Мойдодыра»,
На ней пятно от жира.
С чернильными усами страдают Чук и Гек.
Бежать отсюда надо.
Спасите нас, ребята,
Володя — очень страшный человек.
Учитель. Вещи — результат человеческого труда. Беречь вещи — значит уважать труд людей. Кто портит и разрушает вещи, тот вредит и себе и другим. Бережное отношение к вещам — признак культурного человека.
Нужно беречь любую вещь: и свою, и чужую, и очень ценную, и недорогую.
Игра «Говорящий портфель»
Наш портфель расскажет нам:
Бережлив ль его хозяин,
Аккуратен ли, старателен?
Ну, а может, он неряха?
Всё поведает ребятам.
Товарищи по парте меняются портфелями. Задача детей: оценить, аккуратен ли хозяин портфеля.
1. Обернуты ли учебники?
2. Есть ли на тетрадях обложки?
3. Есть ли папка для тетрадей? Лежат ли тетради в папке?
4. Лежат ли ручки, карандаши в пенале или разбросаны в портфеле?
5. Нет ли в портфеле «лишних» предметов: огрызков, пирожков, игрушек?
Кто набрал 5 баллов, того можно считать аккуратным и прилежным учеником. Кто набрал менее 3 баллов, тот должен задуматься, не становится ли он неряхой?
Обсуждение стихотворения М. Нарема «Потеряшна»
Пропал щенок мой в воскресенье,
Наперсток — в среду… Невезенье!
В четверг я не нашла альбома,
А в пятницу — ключей от дома.
И маму пробирает дрожь:
— Чего ты завтра не найдешь?
И впрямь, давно пропасть бы мог
Цветастый маленький платок —
Так просто выпасть из кармашка!
Ведь я такая растеряшка!
Я нос бы потеряла точно!
Да он сидит на месте прочно!
Учитель. Подумайте, как можно назвать девочку? Почему девочка все теряла? Она не соблюдала правило: «Каждой вещи — свое место». А вы не растеряшки?
Игровая ситуация «Бюро забытых вещей»
Учитель. Внимание, внимание! Открывает работу бюро забытых вещей.
Педагог демонстрирует вещи, которые забыли дети.
Обсуждение стихотворения А. Барто «Перчатки»
Ну все пропадает
У девочки Вали!
Сегодня у Вали
Перчатки пропали.
Старательно ищет
Перчатки весь дом.
Поэтому в доме
Ужасный содом.
Их дедушка ищет
У Вали в кармане,
Их бабушка ищет
На кухне, в чулане.
Под старым диваном
Их ищет сестра,
Там Валин передник
Был найден вчера.
— Быть может, за шкафом? —
Додумался папа.
Но папе не сдвинуть
Тяжелого шкафа.
Он с помощью мамы
Его поволок —
Перчатки не найдены —
Найден чулок.
Их нет под плитою,
Где варится ужин,
Зато под плитою
Башмак обнаружен.
Быть может, упали
Они за буфет?
Там Валина кукла,
Перчаток там нет.
Сестра говорит:
— Загляну под кровать я! —
Там Валина лента
И Валино платье.
Вдруг мама воскликнула:
— Вот они, Валенька! —
И вынула обе перчатки
Из валенка.
Я думал, что эти стихи
Про перчатки,
А вышло, что эти стихи
О порядке.
На этом, ребята,
Они и кончаются.
И вам, растеряхам,
Они посвящаются.
Вопросы для обсуждения:
— Почему у Вали все пропадает?
— Мешает ли эта черта окружающим?
— Как можно помочь растеряхе?
Творческое задание «Обижалка»
Учитель. Если бы вещи могли говорить, они могли бы рассказать много обидных вещей о хозяевах.
Отгадайте, кто это мог бы рассказать?
«Думаете, мне не обидно?
У папы одного мальчика я всегда лежала в пенале и никогда не делала ошибок. А этот мальчишка… (заплакала). В каждом слове он заставляет меня делать по две, а то и по три ошибки. Я, как видите, валяюсь на полу!» (Дети отгадывают.)
А теперь попробуйте сочинить «обижалку» и расскажите ее от имени какой-нибудь вещи. (Дети рассказывают.)
Учитель.
Ты не маленький уж мальчик —
Ученик и первоклассник!
Твой послушный подчиненный —
Карандашик очинённый,
И перо стальное, и всё остальное:
Букварь, пенал, тетрадки —
Держи ты их в порядке.
Они — твое хозяйство.
Владей им без зазнайства!
Дети совместно с учителем записывают на доске правила.
Правила аккуратного человека
1. Содержи в порядке школьные вещи.
2. Проверь, в порядке ли школьная форма.
3. Дома должен быть свой школьный уголок.
4. Определи место одежде и обуви.
5. Любую вещь клади на место.
6. Игрушки содержи в порядке.
7. Если взял у товарища книгу или другую вещь, то верни ее в том же виде и в то время, когда обещал.
8. Аккуратно обращайся с библиотечными книгами.
Подведение итогов
Учитель. Какой вывод мы можем сделать? (Надо быть аккуратным человеком, бережно относиться к своим и чужим вещам, содержать вещи в порядке.)