Игра — основной вид деятельности дошкольников

Автор: Клочкова Светлана Васильевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 26»

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

 

ИГРА – основной вид деятельности дошкольников

 

 

 

 

 

Выполнил:

старший воспитатель

1 кв.категории

Клочкова С.В.

 

 

 

 

 

Арзамас, 2018

 

Игра — основной вид деятельности дошкольников

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.

Критерии игры

v   «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» (Д.Б. Эльконин)

 

v   «Основа игры- создание мнимых ситуаций» (Л.С.Выготский)

Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Помните волшебные слова «понаошку», «как-буд-то»? Вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея», тогда есть игра. Здесь происходит расхождение мнимого и видимого поля. Видишь одно, а представляешь другое. И, как видите, игрушек нет, а игра есть.

v  Непродуктивный вид деятельности

У игры не может быть результата, игра – это сам процесс деятельности ребенка.

 

v  Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом процессе игры

Ребенок играет не потому, что он хочет чего-то добиться, а играет «просто потому, что играет»

v  «Игра- это отражение социальных отношений между людьми»  (Д.Б.Эльконин)

Именно поэтому дети любят обыгрывать знакомые им ситуации – магазин, больница, автобус. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или мало знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производств, появилось много новых профессий. Не все дети знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дошкольников, был труд их родителей, то теперь игры свелись к семейному быту.

v  Насыщенность игры естественными яркими, положительными эмоциями

 

v  Связь игры с развитием воображения

 

v  Двухпозиционность игровой деятельности. Это означает, что играющий может одновременно находиться как в игре (внутри нее), так и вне игры. (Е.Е.Кравцова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игра по ФГОС ДО

1.      Один из основных принципов:

      реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4))

2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

      содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка)

      Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы

      в раннем возрасте (1 год — 3 года) — … игры с составными и динамическими игрушками;

      для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды  игры…» (2.7.)

3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

      «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей             специфике дошкольного  возраста», среди которых:

      «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …

      поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …

      поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4)

       

 

 4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»

     

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

… проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

… активно взаимодействует со сверстниками и     взрослыми, участвует в совместных играх;

… ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, социальным нормам. (4.6.)

 

Основное условие развития ребенка через игровую деятельность

…для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту»

                                     (Смирнова  Е.О)

 

 

Игра как деятельность

Игра как форма организации  жизнедеятельности

самостоятельность

инициативность ребенка

Опосредованное внесение взрослым содержания в соответствии с задачами формирования игры как деятельности

самостоятельность

инициативность ребенка

направляющая роль взрослого, контроль, оценка, коррекция принадлежат и педагогу и ребенку

позитивные эмоции,

мотивация от процесса,

не имеет четко обозначенного результата,

Позитивные эмоции

мотивация достижения,

результат-развитие познавательных способностей личностных достижений детей;

Спонтанность, креативность, непредсказуемость

Креативность, открытие ребенком неоднозначных способов решения проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Л.С.Выготского –Е.Е.Кравцовой

Вид     игры

Способы задания воображаемой ситуации

Режиссерская

Соединение предметов по смыслу

Образно-ролевая

Образ

Сюжетно-ролевая

Две взаимно дополнительные роли

Игра с правилами

Правило

Режиссерская

Соединение предметов по смыслу

 

 

Условия формирования игры

Проблемы руководства играми детей

v  навязывание детям сюжетов игр  по чужим сценариям;

v  воспитатели ДОО не желают, не умеют играть, управлять своей игрой;

v  при выборе методов, приемов руководства игрой не учитывают закономерности ее развития у детей.

 

    Игровая компетентность педагога:

v  создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды;

v  деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя субъектами игры;

 

v  создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали;

 

 

v  способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.

 

 

В   модели образовательного процесса должно быть:

v  наличие специального времени для игры;

v  возможность свободного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками.

 

      Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГО  ДО):

v  насыщенность среды;

v  трансформируемость игрового пространства;

v  полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм);

v  доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все  элементы игрового пространства;

v  вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр);

v  безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).

 

 

Проблемы планирования игровой деятельности детей

v  планируется тематика игр детей (игровая деятельность), которая не связана с работой воспитателя по ознакомлению воспитанников с окружающим;

v  отсутствует система в календарном планировании: не планируются задачи на обогащение содержательной стороны игры, обогащения игрового опыта, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие личностных качеств детей;

v  не реализуется в календарном планировании принцип индивидуального подхода;

v  не вносятся коррективы в планирование воспитателем педагогической деятельности, исходя из результатов диагностики игр детей;

v  не прослеживается динамика в календарных планах в части усложнения задач по обогащению игрового опыта как отдельных детей и группы детей в целом.

 

 

v  В календарном плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач.

v   Планируемые задачи направлены на обогащение содержательной стороны игр детей, формирование у них предметных и ролевых способов решения игровых задач, развития положительных взаимоотношений между детьми, самостоятельности творчества. 

                

  Примерные варианты планируемых задач 

  На обогащение игрового опыта

v  Побуждать Колю, Ваню, Таню использовать обобщенные действия с игрушками в играх.

v  Побуждать …  самостоятельно использовать предметы- заместители для игр, изображенные на плоскости (на столе)

v  Побуждать … вариативно использовать в играх знакомые предметы в качестве заместителей.

 

 

Программные задачи развития игровой деятельности

Ранний возраст

1.      Развивать игровой опыт каждого ребенка

2.      Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности

3.      Поддерживать первые творческие проявления детей

4.      Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками

 

Результаты развития игровой деятельности к 3-м годам

  1. Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий
  2. Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью
  3. Игровые действия разнообразны
  4. Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх
  5. Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие

 

Вторая младшая группа

1.      Развивать игровой опыт каждого ребенка

2.      Поддерживать новые возможности игрового отражения мира

3.      Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками

 

Результаты развития игровой деятельности к 4-м годам

1.      Ребенок отражает в играх разные сюжеты

2.      Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа

3.      Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками

4.      У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет

5.      Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя

6.      В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней

Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками

 

Средняя группа

1.      Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях)

2.      Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию

3.      Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх

4.      Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия

 

Результаты развития игровой деятельности к 5-ти годам

1. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры

2. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками

3. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей

4. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей

5. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами

6. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

7. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу

8. Доброжелателен в общении с партнерами по игре

 

Старшая группа

1.      Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), в последствии – через сложение новых творческих сюжетов

2.      Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

3.      Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх

4.      Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации

 

Результаты развития игровой деятельности к 6-ти годам

1.      Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки

2.      Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.

3.      В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых действий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровых образов в с/р игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.

4.      Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм

5.      В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами

 

Подготовительная к школе группа

1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру

2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но самостоятельно создавать новые правила

Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр

 

 

Результаты развития игровой деятельности к 7-ти годам

1.          Ребенок проявляет интерес к различным видам игр. Выражает индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности

2.      Способен согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру

3.      В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Детям сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства – мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно

4.      Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи

5.      В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *