Автор: Клочкова Светлана Васильевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
ИГРА – основной вид деятельности дошкольников
Выполнил:
старший воспитатель
1 кв.категории
Клочкова С.В.
Арзамас, 2018
Игра — основной вид деятельности дошкольников
Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
Критерии игры
v «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» (Д.Б. Эльконин)
v «Основа игры- создание мнимых ситуаций» (Л.С.Выготский)
Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Помните волшебные слова «понаошку», «как-буд-то»? Вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея», тогда есть игра. Здесь происходит расхождение мнимого и видимого поля. Видишь одно, а представляешь другое. И, как видите, игрушек нет, а игра есть.
v Непродуктивный вид деятельности
У игры не может быть результата, игра – это сам процесс деятельности ребенка.
v Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом процессе игры
Ребенок играет не потому, что он хочет чего-то добиться, а играет «просто потому, что играет»
v «Игра- это отражение социальных отношений между людьми» (Д.Б.Эльконин)
Именно поэтому дети любят обыгрывать знакомые им ситуации – магазин, больница, автобус. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или мало знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производств, появилось много новых профессий. Не все дети знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дошкольников, был труд их родителей, то теперь игры свелись к семейному быту.
v Насыщенность игры естественными яркими, положительными эмоциями
v Связь игры с развитием воображения
v Двухпозиционность игровой деятельности. Это означает, что играющий может одновременно находиться как в игре (внутри нее), так и вне игры. (Е.Е.Кравцова)
Игра по ФГОС ДО
1. Один из основных принципов:
• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. (4))
2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
• содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка)
Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы
• в раннем возрасте (1 год — 3 года) — … игры с составными и динамическими игрушками;
• для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.)
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
• «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …
• поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) …
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3.2.5. (2, 4)
•
4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
… проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
… активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
… ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, социальным нормам. (4.6.)
Основное условие развития ребенка через игровую деятельность
…для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту»
(Смирнова Е.О)
Игра как деятельность |
Игра как форма организации жизнедеятельности |
самостоятельность инициативность ребенка Опосредованное внесение взрослым содержания в соответствии с задачами формирования игры как деятельности |
самостоятельность инициативность ребенка направляющая роль взрослого, контроль, оценка, коррекция принадлежат и педагогу и ребенку |
позитивные эмоции, мотивация от процесса, не имеет четко обозначенного результата, |
Позитивные эмоции мотивация достижения, результат-развитие познавательных способностей личностных достижений детей; |
Спонтанность, креативность, непредсказуемость |
Креативность, открытие ребенком неоднозначных способов решения проблем |
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Л.С.Выготского –Е.Е.Кравцовой
Вид игры |
Способы задания воображаемой ситуации |
Режиссерская |
Соединение предметов по смыслу |
Образно-ролевая |
Образ |
Сюжетно-ролевая |
Две взаимно дополнительные роли |
Игра с правилами |
Правило |
Режиссерская |
Соединение предметов по смыслу |
Условия формирования игры
Проблемы руководства играми детей
v навязывание детям сюжетов игр по чужим сценариям;
v воспитатели ДОО не желают, не умеют играть, управлять своей игрой;
v при выборе методов, приемов руководства игрой не учитывают закономерности ее развития у детей.
Игровая компетентность педагога:
v создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды;
v деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя субъектами игры;
v создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали;
v способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.
В модели образовательного процесса должно быть:
v наличие специального времени для игры;
v возможность свободного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками.
Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГО ДО):
v насыщенность среды;
v трансформируемость игрового пространства;
v полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм);
v доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства;
v вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр);
v безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).
Проблемы планирования игровой деятельности детей
v планируется тематика игр детей (игровая деятельность), которая не связана с работой воспитателя по ознакомлению воспитанников с окружающим;
v отсутствует система в календарном планировании: не планируются задачи на обогащение содержательной стороны игры, обогащения игрового опыта, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие личностных качеств детей;
v не реализуется в календарном планировании принцип индивидуального подхода;
v не вносятся коррективы в планирование воспитателем педагогической деятельности, исходя из результатов диагностики игр детей;
v не прослеживается динамика в календарных планах в части усложнения задач по обогащению игрового опыта как отдельных детей и группы детей в целом.
v В календарном плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач.
v Планируемые задачи направлены на обогащение содержательной стороны игр детей, формирование у них предметных и ролевых способов решения игровых задач, развития положительных взаимоотношений между детьми, самостоятельности творчества.
Примерные варианты планируемых задач
На обогащение игрового опыта
v Побуждать Колю, Ваню, Таню использовать обобщенные действия с игрушками в играх.
v Побуждать … самостоятельно использовать предметы- заместители для игр, изображенные на плоскости (на столе)
v Побуждать … вариативно использовать в играх знакомые предметы в качестве заместителей.
Программные задачи развития игровой деятельности
Ранний возраст
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка
2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности
3. Поддерживать первые творческие проявления детей
4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками
Результаты развития игровой деятельности к 3-м годам
- Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий
- Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью
- Игровые действия разнообразны
- Ребенок принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх
- Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие
Вторая младшая группа
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка
2. Поддерживать новые возможности игрового отражения мира
3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками
Результаты развития игровой деятельности к 4-м годам
1. Ребенок отражает в играх разные сюжеты
2. Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа
3. Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками
4. У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет
5. Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя
6. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней
Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками
Средняя группа
1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях)
2. Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию
3. Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх
4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия
Результаты развития игровой деятельности к 5-ти годам
1. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры
2. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками
3. Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей
4. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей
5. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами
6. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
7. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу
8. Доброжелателен в общении с партнерами по игре
Старшая группа
1. Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), в последствии – через сложение новых творческих сюжетов
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх
4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации
Результаты развития игровой деятельности к 6-ти годам
1. Присутствует предварительное обозначение темы игры и создание игровой обстановки
2. Ребенок заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения – положительный. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Характерно использование просьб, предложений в общении с партнерами.
3. В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по разному. Для детей-сочинителей наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Заметен переход к игре-фантазированию, придумывание игровых событий преобладает над их практической реализацией через выполнение игровых действий. Для детей-исполнителей наиболее интересен процесс создания игровых образов в с/р игре, управления персонажами в режиссерской игре. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей. Они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций, дирижируют замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-практиков интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие вариативные переходы от игры к продуктивной деятельности и обратно. Часто продуктивная деятельность предшествует игре и обогащает игровой замысел.
4. Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм
5. В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами
Подготовительная к школе группа
1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру
2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но самостоятельно создавать новые правила
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр
Результаты развития игровой деятельности к 7-ти годам
1. Ребенок проявляет интерес к различным видам игр. Выражает индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности
2. Способен согласовывать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру
3. В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по-разному. Детям сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства – мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно
4. Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи
5. В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками