Эволюционные идеи в биологии. Вид. Естественный отбор.

Автор: Тарасова Наталья Васильевна

План

открытого урока по биологии

Год обучения —  2017-2018; 1 курс; СПО

Группа —  ТА-103

Специальность — Техническое обслуживание автомобильного транспорта

Преподаватель – Тарасова Н.В.

Тема урока — Эволюционные идеи в биологии. Вид. Естественный отбор.

Цели урока:

— сформировать у  студентов систему знаний об эволюции, виде как единице многообразия организмов, понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина;

— развивать познавательность и самостоятельность; осуществлять преемственность и связь с жизнью;

— воспитывать чувство коллективизма и умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала, коллективные формы работы

Методические приёмы: фронтальная беседа в группах;

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Оборудование: компьютер с проектором; мультимедийная презентация, учебник биологии 10-11 класс,

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10,11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2017.

План урока

1.  Организационный момент (количество присутствующих, настрой на работу.

2.  Повторение материала прошлого урока (работа в командах)

3.  Изучение нового материала:

— самостоятельная работа с учебником; (проверка в презентации. Сл.№ 2);

4.  Сообщение «Биография Дарвина»

5.  Работа с презентацией. Определяем понятия: вид, популяция, борьба за существование, естественный отбор.

6.  Игра (найти слово).

7.  Составление синквейна по уроку

8.  Выводы

 

Организационный момент (количество присутствующих, настрой на работу.

Приветствие. Пусть  сегодняшний урок будет у нас трудоспособным, интересным и разнообразным. А эпиграфом к нашему уроку  послужат слова Ч. Дарвина  Сл.№1  

«Нет ничего более невыносимого чем безделье».

 За работу друзья!  

Повторение материала прошлого урока.  Вы самостоятельно изучали предыдущий урок по теме «Изменчивость и селекция» п.30 и 32 10кл.стр.203 и 219.

  Давайте повторим материал таким образом: делим класс на 3 команды  (ряда), даю 3-4 минуты  и задаём любой группе вопрос, начиная с 1 команды: работаем в команде, выручаем друг друга, проявляем уважение и терпимость к другим.)

— что такое изменчивочть

— виды изменчивочти

— что такое мутации

— какие бывают мутагены

— что изучает селекция

— методы в селекции

Хорошо. Какая команда работала быстрее, дружнее и давала правильные ответы? (оценка ребят).

Переход к новой теме. Работа с презентацией.

 Мы изучаем биологию в следующем порядке: клетка, организм, вид, сообщество,  биосфера. Если  я вам назову следующие организмы: бактерия, грибы, растения, животные, человек. Что  вы можете заметить в этом? (ответы ребят). Развитие от простого к сложному, от низкоорганизованных к сложноорганизованным, это и есть ЭВОЛЮЦИЯ.

— А что такое эволюция в научном понимании?


Мы  начинаем новый раздел изучения биологии  Сл.№2 «Эволюционные идеи в биологии. Вид. Естественный отбор».

Цель урока озвучить.

— сформировать систему знаний об эволюции, виде как единице многообразия организмов, понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина;

Открываем тетради и записываем число, тему урока «Эволюционные идеи в биологии. Вид. Естественный отбор».   и определение эволюции.

— 1) Эволюция — это  необратимый процесс исторического изменения и развития органического мира.

— Кто является основоположником эволюционной теории?
— Ч. Дарвин.

Но до Дарвина наука не стояла на месте. Были и другие учёные, которые занимались вопросами эволюции, которых волновали эти вопросы. Это шведский естествоиспытатель Карл Линней; французский естествоиспытатель – Жан Батист Ламарк и  Чарльз Дарвин,  английский натуралист и путешественник,  одним из первых пришедший к выводу, и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени, и происходят от общих предков.

Сейчас вы также будите работать по заданиям. Сл.№3   1 и 2 команда  — значение  работ Линнея (стр.9-10), Ламарка (стр.15), а 3 команда ответят на вопрос: Что такое искусственный отбор на примере породы голубей (стр. 25-26).

В тетради делим лист на 3 части и записываем свой ответ 2) значение трудов Линнея, Ламарка и искусственного отбора по Дарвину.

Линней

1 команда

Ламарк

2 команда

Искусственный отбор

3 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка работы   Сл.№4    и заполняем таблицу.

Итак, мы рассмотрели основные эволюционные взгляды Линнея, Ламарка.

И выяснили творческую роль искусственного отбора Ч.Дарвина.

 Сл.№ 5,6

А сейчас послушаем сообщение о Ч.Дарвине.

Сообщение о биографических данных Дарвина (Тюменцев В.)

(книга «Дарвинизм»¸1959 год).

На сегодняшний день существует около 2 млн. разных видов. Какие царства живой природы вам известны? (бактерии, грибы, растения и животные).

Так что же такое вид? Сл.№7.  3) записать определение вида.

Вид – это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими, физиологическими признаками, способных скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и занимающие определённый ареал.

Например: вид воробей, мышь, волк, сосна, роза, продолжите названия видов….

Хорошо. Тогда такая ситуация: около техникума проживает стая воробьёв, в центре Юрюзани стая воробьёв, у леса, ещё стая воробьёв. Это один вид?

— Да, но  это популяции, т.е. популяция – это внутривидовая структурная единица, (схема на доске), но они все относятся к виду воробей. И если по каким-то причинам воробей из одной популяции попадёт в другую, то он прекрасно там будет существовать. Тоже самое определение, что и вид, но отличие в чём? В конкретном месте обитания(у речки, у школы, у церкви и т.д). Но, каждая популяция может отличаться по численности, по возрасту, по полу. Сл.№8  Пример: Из-за холодной,  голодной зимы погибли более молодые не приспособленные воробьи, поэтому численность данной популяции резко сократилась, и мало вывелось птенцов.

Итак, в результате эволюции, в природе  появилось разнообразие разных видов. Каждый вид стремиться оставить после себя потомство. Большинство видов размножаются очень интенсивно. Например: растения производят огромное число семян, но лишь ничтожная часть может прорасти и дать начало новым растениям. Рыбы, откладывая сотни тысяч икринок, но половозрелости достигают лишь десятки особей.Сл.№9-10.

Почему? Среди живых организмов всегда идёт? 4) …борьба за своё существование. Выделяют три вида борьбы: межвидовая «хищник — жертва» (волк-заяц), внутривидовая (между волками). И борьба с неблагоприятными условиями (жара, холод, разные стихии и т.д.). Сл.№11-15.

Борьба  за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, и обосновывал свое утверждение тем, что они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. Яркий пример внутривидовой борьбы — состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные питательные вещества в ущерб более слабым соседям. При обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестников) более сильные выталкивают из гнезда более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.  Борьба  с неблагоприятными условиями (жара, холод, разные стихии и т.д.) Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой». Приведите свои примеры из жизни борьбы за существование.

Работа со Сл.№16-17.

В  результате выживают сильнейшие. приспособленных к условиям окружающей среды организмов и гибель неприспособленных. Видеоролик «Е.О. или борьба за существование».

Определите формы борьбы за существование

1.В тундре все деревья карликовые

2.В гнездо ласточки береговушки заползла змея.

3.На кислой почве получили плохой урожай ячменя.

4.Чайки живут колониями

5.Густые всходы растений вытягиваются

6.Самой распространенной крысой в городах является пасюк, он вытесняет другие виды крыс.

7.Летучие рыбы спасаются от погони, выпрыгивая из воды.

8. «Стрекоз стальные челюсти нещадно,

    Рой насекомых истребляют жадно»   (Эрамз Дарвин – дед Ч.Дарвина)

 

Сл.№18-19. Результатом  борьбы за существование является Е.О. Это и есть закон, который действует в природе и называется Естественный отбор (борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции).

Сл.№.20-22. Выделяют несколько форм естественного отбора: стабилизирующий,  движущий (названо индустриальным меланизмом. Ученые обнаружили, что в загрязненных районах птицы чаще поедают светлые формы, а в чистых – темные; пример движущего отбора – выработка у микроорганизмов, насекомых, мышевидных грызунов устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам.)  и половой (это естественный отбор на успех в размножении: яркие наряды самцов, бивни, шпоры, клыки, пение, поведение, ухаживания, драки.

А давайте поиграем!!! Сл.№23

 Из предложенных символов, выбрав русские буквы, вы получите слово, которому необходимо дать определение.

ЕZY♀СТWЕ§сТSU♥ВЕ♫нН♀Ы+йWо§Т♫б U♥О ZY♀р

(естественный отбор)

Рефлексия усвоения материала. Составление синквейна.Сл.№.24,25

СИНКВЕЙН.

1. Сегодня мы много говорили об эволюции и нам сейчас нужно подвести итог, выявить суть. Составляют в командах синквейн. (3 минуты).  Зачитывают  вслух.

эволюция
необратимая генная
сопровождается изменяется видообразуется
историческое развитие живой природы
процесс

Мы проделали большую работу и плодотворно поработали все вместе сегодня. Теперь мы сможем применить полученные знания и умения и на других предметах и в жизни. Сегодня мы увидели как важно быть одной командой. Нам удалось изучить практически самостоятельно сложнейший вопрос биологии – эволюцию.

Давайте составим синквейн про нас.Сл.№26

1.Группа ТА-103

2.Умные, талантливые.

3.Выступали, обменивались, старались.

4.Хороший урок.

5. Молодцы.

 

Но закончить урок мне хочется таким сравнением. Каждый год мы отмечаем памятную дату, день  Великой Победы. Вы оказываете посильную помощь ветеранам, поздравляете их. Забыть великий подвиг советского народа невозможно. Казалось бы, что общего между понятиями “эволюция” и “война” Задумайтесь, очень много.

Начало века, как начало жизни,
Как белый снег, как чистая тетрадь.
В нее впиши свои слова и мысли,
Что новый век нам сможет дать?
Чем встретить новое столетье?
Решает каждый для себя.
Войною, голодом, смертями,
Иль миром, ближнего любя.
Хрустально чистою водою,
Веселым пением скворца,
Полями с утренней росою,
Орлом, смотрящим в небеса.


Хотелось бы, чтоб век грядущий
Был полон счастья и любви,
И что бы в мир, как в сад цветущий,
Ты мог бы с радостью прийти.
Не разрушать родной природы,
Не загрязнять бы небеса,
Не отнимать у братьев меньших
Морской простор, поля, леса.
Хотелось бы, чтоб век грядущий
Принес покой и мир в дома,
И чтоб народ на всей планете
Смог позабыть на все столетья
Эпоху войн, вражды и зла…

 

Задумайтесь!

Вопросы по уроку…

Оценки за урок …

Задание на дом: составить кроссворд по сегодняшней теме.

 

Спасибо  всем за работу! Урок закончен!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *