«Дети, воспитывающиеся в условиях социальной депривации».

Автор: Цуцуленко Анна Сергеевна

ТЕМА: «Дети, воспитывающиеся в условиях социальной депривации».

            В настоящее время серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков. Серьезной негативной характеристикой современного общества является рост количества детей, находящихся в условиях социальной депривации.  Особой значимостью для современной психологии обладает информация об особенностях развития внутреннего мира дошкольников, воспитывающихся в условиях социальной депривации.

            Психологические проблемы в развитии чаще всего возникают в связи с переживанием лишений или потерь. Термин «депривация» означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.

     Содержание воспитанников  данного типа учреждения направлено, в основном, на обеспечение их витальных потребностей и овладение детьми минимальным государственным образовательным стандартом.

      И. А. Фурманова, Н. В. Фурмановой указывают на то, что система воспитания и обучения с детей, находящихся на попечении государства, не приносит ожидаемых результатов поэтому назрела потребность создания программ изучения и коррекции развития личности воспитанников . В первую очередь (А. М. Прихожан, И. В. Дубровина, А. Л. Рузская) необходимо рассматривать влияние социальной депривации на развитие личности воспитанников как основного фактора среды проживания данного контингента детей.  Л. М. Шипицына, М. Е. Песков  отмечают  значимость исследований особенностей социального развития детей-сирот для решения вопроса о создании условий и методов работы способствующих их полноценной адаптации в открытом социуме.

     Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, по мнению И. В. Дубровиной, А. В. Горюновой, Т. И. Королевой,  формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

     Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, определяется недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, впоследствии – проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.  В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, заслуживают специального изучения. Л. М. Шипицына, М. Е. Песков,   А. М. Прихожан, И. В. Дубровина, А. Л. Рузская указывают на то, что  эти дети составляют в целом группу риска по нарушенному поведению. Ранняя социальная депривация накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной тревожности и уязвимости воспитанника дома ребенка.

Список используемой литературы:

Аракелов, Н. Шишкова// Вестник МУ, сер. Психология – 1998

Астоянц М.С. Дети- сироты в России: Личностные характеристики ребенка в условиях депривации//Вестник Евразии 2007

Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 1990.

Быков, А.В., Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. / А.В.Быков, Т.И.Шульга, Л.Я.Олиференко. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология, 2008.

Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *