«Адаптационный период студентов в условиях проживания в общежитии»

Автор: Павлова Христина Петровна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
text-align:justify;
text-indent:35.45pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

 «Адаптационный период студентов в условиях проживания в общежитии»

Цель работы: сравнение и изучение адаптации студентов в условиях проживания в общежитии.

Задачи: —  Сделать сравнительные диаграммы по контингентам, районам, успеваемости и правонарушениям студентов ЯКСТ, ЯКТиД и ЯККИ.

— Исследовать адаптационный период студентов ЯКСТ в условиях проживания в общежитии.

— Выявить трудности адаптационного периода.

Объект исследования: адаптационный период студентов ЯКСТ.

Предмет исследования:выявление особенностей адаптационного периода студентов ЯКСТ в условиях проживания в общежитии.

Актуальность:

Первые трудности для студента связаны с новыми условиями жизни, с первичной социализацией в сузе. Ведь вместе с присвоением статуса студента молодые люди сталкиваются с рядом трудностей: новая система обучения, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями, проблемы в социально-бытовом отношении, особенно в общежитиях, самостоятельная жизнь в городских условиях, недостаточное знание структур и принципов работы техникума и возможностей для самореализации в творчестве, спорте и общественной жизни.

В общежитии ЯИПК проживают студенты  разных учебных заведений. Для сравнения мы взяли ЯКСТ, ЯКТиД и ЯККИ. Сделали сравнительные диаграммы по контингентам, районам, успеваемости и правонарушениям. Выбранным заведениям выделено по 80 мест.

По контингенту выявлено, что все 80 студентов из малообеспеченной семьи, уделяется большое внимание сиротам и инвалидам, почти все проживают в общежитии. Представители малых народов Севера составляют 24 человека.

Большое преимущество у студентов северных улусов, из них 84 человека заселены в общежитии. На втором месте вилюйская группа районов, что составляет 66 человек, из заречных улусов 59 и центральные районы — 30 человек.

Успеваемость у студентов трех заведений почти на одном уровне, радует то, что отличники и хорошисты учебы составляют больше 50% от общего числа студентов. Это показывает, что в общежитии предоставлены все условия для подготовки самостоятельной работы, чтения книг.

Количество правонарушений взято по актам администрации общежития. Из диаграммы видно, что студенты, проживающие в общежитии пропускают занятия. По 5-6 обучающихся регулярно не посещают учебные занятия. По 2-3 студента из каждого заведения систематически уходят без расписки. Табакокурение строго запрещается и это видно из таблицы. Употребление алкоголя тоже запрещается, но тем не менее случаи бывают и это грозит выселением из общежития.

Определяющим воспитательным фактором в общежитии является в наличии благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера.

Для того чтобы выявить, является ли общежитие для студентов вторым домом, было проведено исследование, в котором приняли участие 76 студентов ЯКСТ,проживающих в общежитии.

На вопрос: «Трудно ли Вам далось первое время пребывания вдали от дома», — 70% опрошенных ответили, что «трудно», а 30% ответили: «трудно, но я быстро ко всему приспосабливаюсь». То есть начальный период пребывания в общежитии для всех является тяжелым. В комнатах студенты живут  с юношами и девушками с разных улусов. 80% студентов ответили, что у них с соседями по комнате очень хорошие приятельские отношения, 18% отметили просто хорошие отношения, и лишь 2% пришлось на тех, кому безразлична жизнь людей, с которыми они живут. Легко нашли контакт с соседями по комнате 65% опрошенных, 33% ответили «по-разному» и все те же 2% ответили — «трудно».

На вопрос об устойчивых привычках 90% опрошенных респондентов отметили лишь негативные привычки своих соседей, 10% не помнят никаких привычек своих соседей.

На самый главный вопрос — «Возникают ли у Вас с людьми, которыми вы рядом живете, конфликты», — 52% опрошенных респондентов ответили -«да», и  48% отметили, что «нет». Путем компромисса конфликты решает 25% опрошенных студентов, путем сотрудничества — 47%. С помощью приспособления – разрешают противоречия 20%, а средствами уклонения – 7% респондентов.

Свой быт в комнате 82% опрошенных студентов организует совместно, а 18% — каждый самостоятельно. Распределение обязанностей у 49% студентов — соседей происходит практически по принуждению, у 45% — по желанию, у 6% — по интересам.

Относительно внутриличностных изменений, произошедших с начала проживания в общежитии, 85% студентов отметили, что изменения у них произошли, а 15% студентов сказали, что не произошли. Из 85% студентов, у кого произошли изменения по части личностных характеристик, 54% отметили их улучшение, 31% отметили, что изменения произошли в плохую сторону. В целом жизнь в общежитии повлияла на 95% опрошенных. 22% опрошенных считают, что проживание в общежитии на студента влияет отрицательно, 32% предложили свой вариант влияния проживания на студента, и наконец, 45% студентов ответили, что проживание в общежитии на студента влияет положительно.

И в последней части анкеты на вопросы о правилах внутреннего распорядка, нормах, установленных в общежитии, 100% студентов ответили, что они ознакомлены с ними полностью. Согласны с ними 42% опрошенных респондентов, не согласны — 47%, и отчасти согласны — 11%. 35% студентов хотели бы улучшения социально — бытовых условий, 5% студентов хотели бы улучшения проведения досуга в общежитии. А на вопрос: «Хотели бы Вы переехать в другое место жительства при возможности», — 80% респондентов ответили — «да», а — 20% «нет».

Из данного исследования можно сделать небольшой вывод, что большинство студентов хоть и хотели бы переехать из общежития в другое место жительства, но все равно считают, что жизнь в общежитии в целом влияет на студента, на его личностные характеристики и дает какой-то положительный опыт в разрешении конфликтных ситуаций.

Мы знаем также, что период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

— отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

— неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей;

— отсутствием навыков самостоятельной работы;

— неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой;

— поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

— налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в условия общежития.

 

 

Павлова Христина Петровна, педагог-психолог ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *