«Музыка в школе»

Автор: Егорова Светлана Борисовна
\»Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе\»
Я, учитель музыки. Мой стаж работы в общеобразовательной школе более 33 лет. Каждый год, встречая в новых учеников, не перестаю удивляться: как мудра природа! Как непредсказуемо она формирует сочетание способностей и умений школьников. Многие дети с самых первых учебных дней поражают учителей своей цепкостью памяти, умением концентрировать внимание, способностью легко и чётко излагать свои мысли. Многие, но не все.

Не станем идеализировать учебную среду. В каждом классе всегда найдётся несколько «тревожных» учеников. Они не так успешны как остальные: низкая познавательная активность, неуверенность, неразвитая речь, проблемы в поведении. Как правило, такие ученики медленно читают, с затруднением производят вычисления и с огромным нежеланием отвечают на вопросы учителя. Они неуверенны и неактивны на уроке, а на переменах неуправляемые и агрессивны.

Вы спросите, в чём же я вижу проявление мудрости природы?

Я заметила, что проблемные дети нередко обладают творческими способностями. Одно из таких проявлений – умение петь. Природа наделила их не только красивым вокальным тембром, но и навыком «управлять» своим голосом. А это, я вам скажу, способность из разряда высшей психологии. Конечно, этот ребёнок неосознанно контролирует высотное и тембральное изменение своего голоса. Но ведь он способен на то, чего не могут другие. Это я и называю компенсацией.

Помочь ребёнку стать успешным в коллективе и социализироваться – вот моя основная учительская задача. Помимо уроков музыки я являюсь руководителем школьного вокального ансамбля. Главным критерием подбора детей в ансамбль является желание петь. Часто в ансамбль приходят ученики, которых не назовёшь прилежными, но пение помогает им раскрыться в коллективе по-новому. На занятиях музыкальной внеурочной деятельности такие ученики получают возможность почувствовать себя равными, а иногда и в чём-то более успешными. Такие проблемные «певцы» поражают старанием: они заучивают большие тексты песен, проявляют трудолюбие и упорство в выполнении упражнений для развития артикуляционного аппарата, певческого диапазона и дыхания, стараются соблюдать нормы поведения в коллективе. Эти ученики с удовольствием занимаются тем, что с таким трудом им даётся на уроках.

Внешнее представление окружающих о таких проблемных учениках может быть изменено благодаря акцентированию учителем музыки на внутреннем потенциале ребёнка. Я не скуплюсь на похвалы. Публично озвучиваю их достижения перед сверстниками и коллегами – отмечаю результаты выступлений на городских конкурсах, школьных мероприятиях, открываю незаурядные способности учеников в педагогической среде. Как важно найти сферу успешности каждого ребёнка! Для кого-то это математика, русский язык, биология, а для моих подопечных – музыка. «Петь и быть успешным!», — таков девиз мой и моих учеников.

Музыка в школе.docx