ГКУ СО КК «СРЦН пос.Кубанская степь»

Автор: Юлия Викторовна Бесценная
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних пос. Кубанская степь»

Методические рекомендации
«Игра как средство общения дошкольников»

Подготовила:
руководитель физического воспитания
Бесценная Юлия Викторовна

пос. Кубанская степь, 2024 г.
Актуальность темы
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.
Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки. (Слайд 1)

Цель: изучить возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием;
2. выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр;
3. сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
4. расширить кругозор ребенка посредством игры;
5. развить коммуникативные способности детей;
6. сформировать художественно — эстетический вкус детей дошкольного возраста.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, фантазии, сказки, творчества.
Без этого он — засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу — все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка. Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент «чувства локтя» с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно.
Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой. Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство. Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.
Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.
Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность. Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. Необходимо, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Можно много говорить о пользе игровой деятельности для детей, я бы хотела вас немножко отвлечь, поиграть со взрослыми, чтобы вы сами убедились в том, что это очень интересно и занимательно.

Итак, разминка для взрослых, кто из вас может назвать слова, которые читаются одинаково слева направо, и справа – налево?
Я приготовила для вас мини викторину, конечно же это игры на мою любимую тему по развитию речи, обратите внимание на этот слайд, здесь вы видите слова, это не обычные слова, кто-то из вас возможно догадался в чём здесь секрет, кто разгадал , прошу не стесняться и назвать, правильно, это слова, которые могут читаться как с лева на право, так и с права налево, т.е. слова Палиндромы — это слова и целые фразы, которые читаются в обе стороны, как слева направо, так и справа налево, ещё их называют перевёртыши. (слайд 2)

2. С первым заданием вы справились хорошо, а сейчас я вам усложню игру, запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово, это города, кто справится, пожалуйста, прошу назвать.

Названия городов (на интерактивной доске)
Нндлоо — Лондон
Воскам — Москва
Авашвар — Варшава Ниблер – Берлин
Скутирк – Иркутск
Новежор – Воронеж

Задание 3. Хорошо, со словами вы справились, а как насчёт пословиц, внимательно посмотрите на слайд и расшифруйте две пословицы.

Пословицы: (на интерактивной доске)
1.Удле мевяр, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
2.Ен гоиб рогшик тюбижога. (Не боги горшки обжигают).

Для вас уважаемые коллеги, у меня есть ещё одно небольшое задание.
Мы часто вводим в нашу речь иностранные словечки, которые мгновенно закрепляются в лексиконе. И в этом нет ничего плохого. Заимствования приживаются в языке и уже кажутся нам родными.
Предлагаю перевести вам иностранные слова на русский язык.

Дайджест – обзор
Дебаты – прения
Инвестиции – вложения
Контент – содержание
Креативный-творческий(необычный)
Легитимный-законный
Маркет – рынок
Менеджер – управленец
Хобби – увлечение
Уикенд – выходные дни
Шопинг – делать покупки Имидж – образ
Девальвация- обесценивание
Мониторинг – отслеживать
Пролонгировать – продлевать
Ресепшэн – приёмная
Сэлфи – сам, себя
Спичрайтер – автор текста
Тур – путешествие
Фэйк – подделка
Брифинг – летучка
Шоу – показ

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
Мы с вами на примере игры сами убедились., что это забавно, интересно, полезно. Надеюсь вам понравилось.
Всем большое спасибо за работу. Я хочу закончить наш игровой мастер – класс словами Жана Жака Руссо: Вы – талантливы все!

Вывод
Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативная, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский

Методическе рекомендации Бесценная Ю.В..docx