Эффективные приемы написания сочинения на ЕГЭ

Автор: Тамара Мухамедьяновна Юмагужина
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ НА ЕГЭ
СОЧИНЕНИЕ! СОЧИНЕНИЕ! Как же пугает это слово выпускника! И как только ни пытается он сочинить что-либо понятное, вразумительное! Увы, не всегда получается то, что хотелось бы выразить словами, не все мысли складываются как надо, и в итоге…. Как же помочь ребенку в таком трудном деле, чтобы он смог получить хорошие баллы на ЕГЭ? Ведь это самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку.
Обучение написанию сочинения предполагает активную деятельность как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное – приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умения пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся при обучению сочинениям является организация и проведение различных работ не только под руководством учителя, но и самостоятельно. Также хорошие результаты дает работа в парах и по группам.
В первую очередь нужно вместе с учениками обязательно подробно изучить критерии оценивания сочинения. Не просто прочитать, а подробно изучить!
Из опыта работы знаю, что многие выпускники не умеют анализировать текст, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого? Ведь самый важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. И тогда ученик сможет по какой – либо из них написать сочинение, но необходимо выделить центральную, ту, над которой автор размышляет на протяжении всего текста и по которой ученик сможет обосновать свою позицию. Важно: если в художественном тексте нельзя определить проблему, нужно сначала найти позицию автора. Главное, ученик должен понять замысел автора, а это можно сделать, задаваясь вопросами: «Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать этим?» Ответы на эти вопросы и есть проблема текста.
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, \” скелет\” будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.
Сформулировать проблему можно по – разному: в форме риторического вопроса: «Что такое ….? Как человек должен относиться к ….?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему …., ».
Во- вторых, при работе с текстом важно проводить словарно-лексическую работу, ведь порою ученик может не понять смысл непонятного слова и неправильно определить проблему текста.
Трудности вызывает составление комментария к тексту. Нужно приучать детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Подсказываю детям, что необходимо анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.
Каждая группа пишет комментарий только по своей выбранной проблеме.
В- третьих, при написании сочинения в основном трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К 9 и К 10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.
После прочтения текста и проработки я даю время на определение проблемы и написания комментария. Потом даю такую же работу на дом уже с другим текстом. Все работы должны быть проверены и объяснены по критериям.
Самым эффективным считаю такой вид работы: снова даю текст, провожу словарную работу, потом предлагаю пример сочинения по данному материалу из интернета. Даю задание оценить сочинение по критериям, определить все возможные ошибки: речевые, грамматические, пунктуационные, орфографические. Подсчитать баллы, прокомментировать их. Эту работу сначала лучше проводить парами или в группе. После того, как дети выскажутся, я даю комментарий эксперта. Дети сравнивают свои баллы с баллами эксперта и снова работают с тем же сочинением, находят пункты пояснения эксперта.
Следующую работу можно уже дать на самостоятельное выполнение, ведь такому заданию предшествовал наглядный показ приемов работы.
Еще провожу такой вид работы: ученики делают взаимопроверку написанных ими сочинений, оценивают по критериям, выставляют баллы, потом я сама делаю анализ работ, объявляю свои баллы с комментариями. Это тоже способствует внимательному отношению к слову. После всех этих упражнений ученики смогут самостоятельно определять примерные баллы своего сочинения и перерабатывать по несколько раз одну и ту же работу.
Такие виды работ нужно проводить регулярно, только тогда, я считаю, можно добиться хороших результатов: мои ученики всегда получают высокие баллы на ЕГЭ. В 2018/19 учебном году из 21 ученика в переводе на оценки 12 учеников получили «5», 8- «4», 1- «3». Это 95,8 % качества. Очень высокий балл получила ученица-96!
Я считаю, что указанные выше виды работ не допускают действия по готовым рецептам и шаблону, а создают условия для обучения через совместный и самостоятельный анализ ошибок. Ученику нужен успех. А будет он или нет, зависит от него, от его желания работать. И мне очень важно, чтобы я смогла ему в этом помочь.

Эффективные приемы обучения сочинению на ЕГЭ.docx