сказкотерапия в дошкольном возрасте

Автор: Колесникова Оксана Евгеньевна; Логинова Мария Юрьевна
Колесникова Оксана Евгеньевна; Логинова Мария Юрьевна
МБДОУ комбинированного вида №2 г.о.Самара

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Ключевые слова:
педагогика, психология, дошкольный возраст, сказка, сказкотерапия, сказкотерапевтические приемы.

Аннотация:
В статье рассматриваются возможности использования такого метода практической психологии как сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Дается определение понятию «сказкотерапия», характеризуются основные виды сказок, описываются ключевые сказкотерапевтические методы. Кроме того, в статье обозначены основные особенности сказкотерапии с дошкольниками, а также принципы, соблюдение которых поможет добиться усиления терапевтического воздействия данной методики.

Издревле считалось, что в сказках заключена народная мудрость. Еще с давних времен этот жанр народно-поэтического творчества служил инструментом передачи знаний, опыта, умений и навыков, нравственных принципов и установок. Источник ценных знаний о себе и об окружающем мире увидела в сказках известный психолог, автор метода комплексной сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева: «Я видела в характерах героев и коллизиях их судеб отражение закономерностей, существующих рядом с нами, в нашей жизни. Постепенно стала очевидной давно известная истина – что сказки – это шифровки. В сказках зашифровано множество важных ответов, за которыми обычно люди обращаются к психологу, близкому другу или духовнику» [7].
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Исследователь дает следующее определение термину «сказкотерапия» – «это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность» [2, с.8].
На наш взгляд, сказкотерапия может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это важный период формирования и развития личности каждого человека. В этом возрасте происходит усвоение норм социального поведения и формирование навыков в различных видах деятельности. Основной целью воспитания в этот период становится формирование гармонично развитой личности, готовой к выбору самостоятельного пути в жизни. Сказка, обладая метафорическими ресурсами, становится для детей способом познания мира и вырабатывания моделей поведения в определенных ситуациях. Сказочные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей, также в процессе чтения или слушания сказок у детей развивается фантазия.
Ни для кого не секрет, дети очень любят сказки, что делает сказкотерапию как метод практической психологии невероятно эффективным в работе с ними. Как отмечает И.В. Вачков, основным средством психологического воздействия в сказкотерапии становится метафора. Именно от точности метафоры зависит эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с дошкольниками [1].
К основным видам сказок, которые применяются в работе с детьми, исследователи относят:
Художественные сказки (народные и авторские сказки). В народных сказках заключена многовековая мудрость народа. Многообразие сюжетов народных сказок передает многогранность нашей жизни. Авторские сказки отличает глубокая образность, оригинальность метафор и других художественных средств.
Психотерапевтические сказки. Этот вид сказок раскрывают перед ребенком глубинный смысл происходящих событий.
Дидактические сказки. Используются как форма подачи учебных заданий.
Психокоррекционные сказки. Используются для мягкого влияния на поведение ребенка. Коррекция поведения заключается в ненавязчивом замещении неэффективного стиля поведения на более продуктивный.
Медитативные сказки. Особенность данного вида сказок состоит в том, что в них отсутствуют отрицательные герои и конфликты. Их цель – сформировать у ребенка представление о позитивных моделях взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Диагностические сказки. Применяются для диагностики существующих у ребенка проблем или особенностей его характера.
Работа по сказке в рамках метода начинается с ее прослушивания и обсуждения. После прослушивания сказки детям задается ряд вопросов, проводится анализ содержания. После обсуждения, то есть проработки сказочных смыслов и связи их с реальными жизненными ситуациями, можно переходить к другим методам работы со сказками: драматизация, рисование по сказкам и т.д.
Как отмечают исследователи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.В. Чех и др.), система работы с дошкольниками по сказке включает в себя следующие основные сказкотерапевтические методы:
1.Рассказывание сказок
Прием способствует развитию фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
2. Переписывание сказок
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок позволяет ребенку изменить ход событий, сюжет, который ему не нравится, переписать конец сказки. Таким образом, ребенок подбирает соответствующий своему внутреннему состоянию поворот событий и находит тот вариант решения ситуации, который поможет ему в решении внутренних противоречий.
3. Рисование сказок
Рисование по мотивам сказки с помощью различных материалов, в том числе нетрадиционных, позволяет ребенку выразить свои эмоции, по-своему расставить акценты, отразить свое видение сказочной ситуации.
4. Постановка сказок с помощью кукол
Ребенок понимает, что в поведении куклы отражается каждое его действие. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Через куклу ребенок может проявить те эмоции, которые обычно сам не проявляет в силу каких-то причин.
5. Сочинение сказок
Ребенок может рассказать сказку, придуманную им самим, или сочинить по предложенной первой фразе (здесь, как правило, задаются место действия и главные герои). Сочинение сказки позволяет ребенку отразить в ней свою проблемную ситуацию и попытаться найти способы ее решения.
Стоит отметить, что выше перечислены далеко не все методы сказкотерапии. Поскольку сказкотерапия как направление современной психотерапии появилась относительно недавно, арсенал ее методов и приемов постоянно дополняется. Например, Я. Обухов разработал методику «Кататимного похода в сказку», которая сочетает в себе элементы сказкотерапии и символдрамы, Р.М. Ткач также характеризовал возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы, Н.А. Сакович описал метод песочной сказочной терапии, который позволяет эффективно решать как проблемы психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.
Важно понимать, что сказкотерапия с детьми дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Во-первых, выбор сказок и методов работы с ними определяется возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. От правильности выбора будет зависеть эффективность терапевтического воздействия. Неслучайно исследователи рекомендуют классифицировать сказки по отдельно взятым проблемам: сказки для решения логопедических проблем, для развития речи, для преодоления детских страхов, коррекции гиперактивного и агрессивного поведения и т.д. Кроме того, Е.В. Чех отмечает, что сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные («Теремок», «Колобок», «Репка»). Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам [6].
Во-вторых, важным моментом в процессе сказкотерапии является общение между ребенком и взрослым, поэтому взрослый должен эмоционально относится к содержанию своего рассказа – передавать подлинные чувства и эмоции, избегать длинных пауз, поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком.
В-третьих, сказкотерапия с детьми дошкольного возраста предполагает учет следующих принципов:
Принцип осознанности (важно показать детям, что одно событие вытекает из другого. Объяснить место, закономерность появления и назначение каждого героя сказки).
Принцип многогранности (необходимо показать одну и ту же сказочную ситуацию с разных сторон).
Принцип связи с реальностью (важно, чтобы дети поняли, что урок, вынесенный из сказочной ситуации, может быть использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях).
Таким образом, сказкотерапия – эффективный метод психотерапии, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста для решения различных психологических проблем, нарушений в развитии, а также коррекции поведения. Однако взрослый, будь то психотерапевт, психолог, педагог, воспитатель или родитель, применяя метод сказкотерапии, должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, эмоционально относится к своему рассказу и придерживаться принципов осознанности, многогранности и связи с реальностью, чтобы добиться усиления терапевтического воздействия данной методики.

Список использованных источников:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. 144 с.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. 310 с.
3. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
6. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
7. Официальный сайт Международного института комплексной сказкотерапии URL: http://www.cka3ka-miks.com/o-metode-kompleksnoj-skazkoterapii/ (Дата обращения: 30.11.22)

Статья сказкотерапия.docx