Роль поэзии в развитии речи дошкольников.

Автор: Семенова Надежда Валериевна
Роль поэзии в развитии речи дошкольников.
«Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи».
Василий Александрович Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.
Лев Семёнович Выготский пришел к выводу: «Если все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие ребенка оказывает – поэзия.
Поэтическая речь кардинально отличается от обычной – разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается как песня.
Разучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу:
– расширяется кругозор; развивается память, речь;
– открывается богатство интонаций и звукового состава слова;
– формируется культурный уровень ребенка.
Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяет привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма. Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.
Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Дети чувствуют ритм стихов, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов:
– «Доскажи словечко».
– «Продолжи строчку».
– «Подбери пару».
– «Найди рифму».
– «Что звучит одинаково?»
– «Отгадка рядом»
У себя в группе мы периодически организуем выставку «Любимые книги». (Агния Барто, Самуила Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков).
Это помогает дошкольникам не только окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомится с авторами детских стихов.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем следующие задачи:
– Воспитание речевого слуха детей (фонематический слух, темп, ритм);
– Формирование произносительной стороны речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);
– Воспитание интонационной выразительности речи (умение точно выражать мысль, чувство и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

Конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, она может быть связана с различными знаменательными датами. Опыт проведения таких мероприятий показывает: царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремитесь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый ребенок получил награду. Дипломы и персональные подарки вручайте в разных номинациях: « Создание яркого образа» , «Творческое исполнение», « За обаяние», « Самое смешное стихотворение», « Приз зрительских симпатий», «За идейное содержание».
Уверена: Если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаты.
Завершить свое выступление хочется словами русского критика, публициста, теоретика и историка литературы Виссариона Григорьевича Белинского:
« Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, а сердце преисполняется чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка.

роль поэзии в развитиии речи дошкольников..docx