ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. Для коррекции их в нашем дошкольном образовательном учреждении укомплектованы 2 подготовительные группы компенсирующей направленности. У большинства воспитанников диагноз ОНР 3 уровня, 3 ребенка с 4 уровнем общего недоразвития речи, у двух детей – фонетико-фонематические нарушения. Успех коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит не только от уровня профессиональной подготовки педагогов группы, но и от правильно организованной предметно-пространственной среды в ДОУ.
«Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности» (Н.В.Нищева).
В нашем групповом помещении для детей с ОНР мы организовали развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленной для реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Логопедическая группа называется «Говорушки», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.
Центральными персонажами стали мальчик и девочка «Говорушки» находящиеся в речевом центре. Дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения, выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, с использованием наглядных материалов, дидактических пособий как покупных, так и изготовленных своими руками. Также в центре находятся дидактические игры по развитию речи, игры со звуками и словами: бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др.
Речевой уголок разнообразен пособиями по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками педагогов и родителей «Сказочная поляна», «Он, она, они», «Шнуровки». Есть сухой пальчиковый бассейн: тазик, наполненный фасолью. В бассейне «прячутся» игрушки, ответы на загадки, картинки, в соответствии с изучаемой лексической темой. Иногда наполняем бассейн пуговицами, и кроме развития мелкой моторики дети учатся счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивают тактильные ощущения.
Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом центре полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: «Сказочные герои», «Ветродуйчики», «Дуй — бол». Учебный центр оборудован магнитной доской, разрезной азбукой.
В центре художественно — эстетического и реактивного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра — от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол «би-ба-бо». С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) преодолевают речевой негативизм. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности — рисования, лепки, аппликации.
Большой ковёр позволяет в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.
Помимо решения основных коррекционных задач педагоги группы компенсирующей направленности в рамках внедрения ФГОС ДО успешно реализуют инновационные детско-родительские проекты. В подготовительной группе это проект «Лего-умки в лего-космосе», который стал продолжением проектно-исследовательской деятельности «Этот загадочный космос». Проект реализуется с целью развития у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей во Вселенной и Солнечной системе через вовлечение воспитанников в практическую деятельность с конструктором Лего. Так, в ходе реализации проекта одним из продуктов деятельности стала создание образовательной зоны «Космос глазами детей» в коридорном помещении МДОУ. Одним из достижений в январе 2018 было участие ребят нашей группы в конкурсе «Рождественские РоБовстречи». Итогом, которого стало почетное место победителя в номинации «Генераторы идей».
Помимо образовательной зоны в ДОУ в групповой комнате также создан «ЛЕГО-центр» для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности, в котором расположены различные виды конструкторов: «Лего», металлические конструкторы, конструкторы «LEGO Duplo» и др. Центр разделен по гендерному различию. Все мероприятия осуществляются в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ. Конструктор Лего помогает нам пробудить у таких детей познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, способствуя развитию как монологической, так и коммуникативной речи.
В этом учебном году в МДОУ стартовал проект «Страна Сибирия» с учетом регионального компонента. Реализация данного проекта также нашла отражение в ППРС нашей групповой комнаты. Совместно с родителями создан уголок природы «Байкал- жемчужина Сибири». Здесь разместились картотеки животного мира Байкала и растительности, Красная книга, комнатные растения, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, небольшой уголок для экспериментирования.
Конструкторы ЛЕГО — это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации не только о современной науке и технике, но и об окружающем мире в целом. Так наша деятельность с легоконструкторами наполнилась новым содержанием. Для обогащения и закрепления знаний о Байкале и животных, обитающих в нем, дети и педагоги совместно создали выставку животных Байкала, изготовленных из конструктора «Фанкластик», а также оформили альбом «Животные Байкала своими руками».
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: родитель-ребенок-педагог возможно успешное формирование личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *