Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми.

Автор: Габова Анна Николаевна
В своей работе с детьми, в лечебном учреждении, я использую здоровьесберегающие технологии:
• Здоровьесберегающие технологии, способствуют оздоровлению, сохранению и укреплению здоровья детей, реализуются с помощью различных форм и методов:
◦ Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физминутки); подвижные и спортивные игры; пальчиковая
гимнастика; гимнастика бодрящая; ЛФК (комплексы), точечный массаж «Волшебные точки», самомассаж, релаксация;
• Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие; проблемно-игровые (игровые тренинги); коммуникативные игры; «Уроки здоровья»;
• Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия; сказкотерапия; игротерапия.
Как помочь ребенку адаптироваться в новых социальных условиях, успешно пройти лечение, сохранив при этом свое физическое и психическое здоровье? Мной был разработан проект программы коррекционной работы, направленной на улучшение психологического состояния ребенка в период адаптации (это специально подобранные игры и упражнения, а также развлечения, праздники, встречи с артистами и т.д.), в лечебном учреждении.
Для достижения своих целей в работе я использовала игру, как психокоррекционный метод. Игра является эффективным средством воздействия на неконтактных детей, детей с повышенной тревожностью.
1 этап – игры, направленные на знакомство с детьми, установление контакта, создание благоприятного климата в группе ( \»Назови имя\», «Рычи лев! Стучи поезд!», «Колокол», «Кто первый».
На занятиях используются игры-релаксации. Например, «Медвежата», «Снеговик», «Кошка на печке». Игры-релаксации способствуют снятию эмоционального напряжения, расслаблению детей.
2 этап – игры направленные на знакомство с эмоциями человека и особенностями внешних проявлений эмоциональных состояний. Назначение игр: «включенность в группу», сплоченность, снятие напряжения, уверенности в себе, умения договариваться друг с другом, расширение представления о себе через определенные роли, развитие доверительных отношений ( \»Порви круг\», «Слушаем тишину», «Спина к спине», «Как правильно дружить», «Мозаика в парах», «Не боимся мы медведя»). Эмоциональному развитию способствуют многие игры, давно известные и любимые всеми с детства: «Море волнуется», «Золотые ворота», «Мышеловка» и другие.
3 этап – игры направленные на объединение детей в совместных играх, формирование кооперативных навыков.
Назначение игр: развитие чувство общности, активизация эмоционального тонуса, формирования чувства близости с другими людьми, чувства собственной значимости.
В этом блоке используем такие игры, как «Минута шалости», «Сборщики», «Быстрые ответы», «Я и другой человек рядом», «Кто за ним», «Долепи фигуру», «Скажи хорошие слова о друге», «Шторм». Эти игры помогают почувствовать детям, что они не одни, у них есть друзья, поддержка, помощь. Игры способствуют установлению контакта, вызывают интерес к сверстникам, пониманию индивидуальности каждого из них.
Все дети любят волшебство, с которыми они знакомятся при чтении книг и просмотре мультфильмов, поэтому на своих занятиях используем сказки, игры-драматизации. В игре воспроизводятся сказки, рассказы, условные и реальные ситуации детей. Ценность игры в сказки состоит в том, что уменьшается тревожность детей посредством изображения «страшных персонажей» в процессе игры.
Предлагается детям поиграть с этими «монстрами», «побывать» в их волшебном мире, понять, что не такие уж они страшные.
Интересными и увлекательными для детей являются игры с красками. Эти занятия направлены не только на высвобождение творческой энергии, но и освобождение от негативной энергии. Например, «Нарисуй свой страх». Дети рисуют то, чего больше всего боятся. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать.
Таким образом, работа, с использованием специально подобранных игр и упражнений, в дополнении с элементами игровой терапии, психогимнастики, арттерапии, способствует улучшению эмоционального состояния детей, преодолению психологических проблем. У детей снимаются барьеры в общении, исчезает эмоциональное напряжение, скованность, агрессия, враждебность.
Результаты оздоровления детей доказывают важность использования здоровьесберегающих технологий в медико-педагогической работе с детьми.
Здоровьесберегающие технологии.doc