Автор: Дронова Анна Ивановна
Декоративно-прикладное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность. Ценно, когда в пояснительном показе образца поделки учителя есть своего рода художественная изюминка. Такой образец не оставит ребят равнодушными, привлечёт их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции. В практике работы для активизации развития творческих способностей младших школьников, стимулирования воображения, фантазии, а значит, и детского творчества используют следующие методы: «забегания вперед» и «возвращение к пройденному» — применяется при запоминании новых имен художников, новых терминов; метод сравнения — как основной путь активизации художественного мышления, это и метафорические, образные сравнения по типу: «Что на что похоже»; это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, видов вариантов деятельности; метод педагогического ограничения задачи при многообразии ее решения, где ребятам предоставляется творческая свобода — не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой урока. На уроках используют игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Например, игра в художников и зрителей. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Обобщающие уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: школьники могут выступать в роли экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда. Все это помогает сделать урок для учащихся более занимательным, интересным, продуктивным, что способствует созданию эмоциональной атмосферы, снятию перегрузки.
используют игры, моделирующие ситуации реальной жизни искусства в обществе. Например, игра в художников и зрителей. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Обобщающие уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: школьники могут выступать в роли экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда. Все это помогает сделать урок для учащихся более занимательным, интересным, продуктивным, что способствует созданию эмоциональной атмосферы, снятию перегрузки.
Кроме того, в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для развития творческих способностей:
1. Урок — деловая игра, ролевая игра;
2. Комбинированный урок;
3. Урок-соревнование, состязание;
4. Урок сопереживание;
5. Урок взаимообучения учащихся;
6. Урок — творческий отчет (учащихся);
7. Урок-конкурс;
8. Урок-консультация;
9. Урок – экскурсия (видеоэкскурсия);
10. Урок-путешествие;
11. Урок перевоплощение;
12. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;
13. Театрализованный урок;
14. Урок с групповой формой работы.
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с младшими школьниками для обогащения духовной жизни обучающихся, становления их эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
доклад Занятия ДПИ как средство развития творческих способностей дошкольников.docx