Автор: Анастасия Евгеньевна Мещерякова
Российские педагоги с 1 сентября 2022 года начали работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ. В отличие от предыдущего документа новый стандарт предназначен только школьных учителей. Изменения коснулись уровня квалификации школьных педагогических работников, их трудовых функций и требований к их образованию и обучению. Нельзя не отметить новшества, связанные с цифровизацией: в новом документе представлены требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный педагог настоящий момент обязан обладать следующими умениями:
· владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий
· грамотно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
· Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей
· владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
· Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий есть условие выполнения государственного заказа развития образования. В общеобразовательных школах идет постоянное обновление информационно-образовательной среды и работа по эффективному использованию её ресурсов. Это возможно осуществить только при условии профессионального роста педагога, который наряду с традиционными средствами обучения, идет в ногу со временем и активно использует в своей работе современные технологии.
Икт-компетентность педагога — умение самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, структурировать её, представлять и передавать, используя информационные и коммуникационные технологии.
Безусловно, применение ИКТ-технологий способствует повышению эффективности урока, мотивирует к обучению и развивает личностные компетенции учеников, что ведёт к повышению качества образования. Учитель-предметник играет роль проводника, помогая своим ученикам разобраться в потоке информации и составляя индивидуальный образовательный маршрут.
Какие же плюсы от внедрения ИКТ-технологий в учебный процесс?
Исходя из личного опыта, могу с уверенностью сказать, что у ребят проявляется познавательный интерес к теме урока, они с бОльшим успехом усваивают учебный материал, помимо этого у них формируется информационная культура и расширяется кругозор духовный, социальный, культурный. Также раскрывается и творческий потенциал учеников, что положительно сказывается при сдаче экзаменов.
На уроках русского языка и литературы использую ИКТ-технологии на всех этапах урока:
· При проверке домашнего задания
· При объяснении нового материала и закреплении его
· При организации самостоятельной работы обучающихся и последующем контроле знаний и умений
Помимо этого у обучающихся формируются орфографические и пунктуационные навыки,
пополняется словарный запас, усваиваются лингвистические и литературоведческие термины и
вырабатываются общеучебные умения и навыки. На своих уроках я сочетаю традиционные средства обучения с компьютерными технологиями, и это помогает качественно преподнести материал.
На первом месте, конечно же презентации с использованием программы PowerPoint. Помимо ярких иллюстраций, схем, таблиц, упражнений, мне нравится еще вводить в урок дополнительный материал. Например, на первом слайде помимо даты представляю народные приметы этого дня и прошу ребят их запомнить и проверить. Или знакомлю их с необычным праздником, что всегда вызывает бурную реакцию. Например, 31 октября – День книг для удовольствия. Предлагаю порассуждать о том, кто мог придумать такой праздник и для чего. Раз в неделю на слайде представляю рубрику «Знакомство с новым словом», в которой представлены слова, обозначающие предметы или явления, с которыми ученики постоянно сталкиваются (например, эглет — металлический или пластиковый наконечник шнурка или октоторп — знак решётки, хештег).
Хочется отметить технологию тестового контроля. В интернете много образовательных ресурсов с системой онлайн-тестирования по русскому языку и литературе. Это не только значительно экономит время на уроке, но и позволяет осуществлять дифференцированный подход к ученикам. Очень удобно, когда можно варьировать объем и уровень сложности материала.
Нельзя не упомянуть и задания по функциональной грамотности в учебном процессе, материал к которым можно найти на сайтах https://fg.resh.edu.ru/, https://infourok.ru/ или же составить тесты по ФГ самостоятельно, используя возможности сети.
Также использую такое инновационное оборудование, как документ-камеру AVerVision. Документ-камера — это особое устройство, предназначенное для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем через видеопроектор на большой экран. Надо сказать, что данное оборудование существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Больше всего она помогает мне демонстрировать письменные работы детей, особенно после контрольных и творческих работ. Обычно учитель проводит работу над ошибками, выписывая слова и предложения с целью анализа и исправления. С документ-камерой можно работать гораздо интереснее: вывести на экран чью-нибудь непроверенную работу и предложит ученикам побыть в роли учителя. Или же обратить внимание на почерк. Одно дело просить писать понятно, другое – показать неправильные соединения или написанные с графическим искажением буквы. В этом случае ученики наглядно видят, как небрежный почерк осложняет понимание написанного и может даже привести к неудовлетворительному результату. Особенно это важно в 9х и 11х классах, когда не только грамотная, но и понятно написанная работа на экзамене способствует лучшему результату.
На уроках литературы незаменима технология компьютерной визуализации. Думаю, что современный учитель-литератор уже не представляет урок без визуального и аудио сопровождения. К сожалению, дети 21 века далеки от русской классической литературы. Они не всегда помнят фамилии писателей и поэтов, названия их произведений. А если показываю им только портреты великих классиков, то большая часть класса не может определить их личность. Презентации по биографии писателей и поэтов чаще всего заменяю видеофильмами, чтобы не только можно было послушать рассказ учителя, но и воочию увидеть портреты людей или же реальные кадры документальных съемок. Например, фильм об этапах жизни и творчества В. Маяковского, С. Есенина, Л.Толстого вызывают неподдельный интерес и восторг ребят, так как есть возможность не только увидеть вживую великих людей, но даже услышать их голоса. Изучение драматических произведений вызывает у обучающихся сложность, поэтому для более полного погружения в эпоху, быт, антураж помогает демонстрация спектаклей с последующим обсуждением и инсценировкой. С удовольствием отмечаю, что на таких уроков ребята не просто смотрят, а обсуждают увиденное, переживают, эмоционируют. Например, сцены из фильма «Тарас Бульба» или спектакля «Недоросль» ребята вспоминают спустя годы. А уж сцены Бородинского сражения из «Войны и мира» не оставляют равнодушными ни пятиклассника, ни десятиклассника, потому что масштаб и грандиозность событий просто поражают.
Отдельное внимание хочу уделить фонохрестоматии – сборнику произведений в звуковой форме как средству одной из образовательных программ. Аудио сопровождение способствует более глубокому осознанию и эмоциональному восприятия текста. В фонохрестоматия представлены различные жанры литературы, тексты произведений читают профессиональные актёры или дикторы, которые выделяют главные моменты и идеи произведения, делают акцент на важные детали. Дикторы используют интонацию, ритм, паузы и другие средства выразительности, чтобы передать смысл и эмоции автора. Такой вид работы очень важен, особенно учитывая, что в 9м классе предстоит устный экзамен по русскому языку, выявляющий уровень навыков аудирования и чтения учащихся.
Особое значение ИКТ-технологий хочется отметить и при дистанционном обучении, когда на общеобразовательных платформах его легко можно продолжить. Общение вживую гораздо продуктивнее просто отправленных заданий. Да и виртуальное общение через технику с помощью телекоммуникационных связей дает дополнительное преимущество от обучения и общения друг с другом. Плюсом, например, является то, что ученик может задать вопрос в текстовом чате, не отвлекая других, или же находится на больничном, но имеет возможность «присутствовать» в классе.
Хочется отметить и технологию проектного обучения, главное преимущество которого заключается в возможности развивать творческие способности обучающихся и формировать навык самостоятельной деятельности. Презентации, буклеты, социальные ролики – все это уже по силам нашим ученикам. Ребята погружаются в тему, целенаправленно отбирают материал, систематизируют его, то есть максимально раскрывают свой творческий потенциал. Результат работы над проектом чаще всего учащиеся представляют в виде компьютерных мультимедийных презентаций, используя программу – Power Point. Такие проекты имеют ряд преимуществ: они более зрелищны, информативны, вызывают интерес у слушателей к предлагаемой теме.
Да, новые технологии, ресурсы — важная часть жизни современного педагога. Стоить помнить, что они не могут заменить живого слова учителя, но помогают значительно облегчить его труд: делать уроки интересными, запоминающимися, эффективными и повышающими мотивацию учеников к изучению русского языка и литературы.
Российские педагоги с 1 сентября 2022 года начали работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.docx