Автор: Татьяна Валерьевна Зуева
В педагогике различают несколько моделей обучения:
— пассивное обучение, когда ученик является объектом учебного процесса (слушает, смотрит);
— активное обучение, когда ученик является субъектом учебного процесса (выполняет самостоятельную работу, творческое задание);
— интерактивное обучение (от.inter –взаимно, act — действовать), когда процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Интерактивное (диалоговое) обучение – это обучение, построенное на принципах взаимодействия ученика, деятельности школьников. Это обучение в общении. Главная особенность его методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учителя и учащихся, где учитель и учащиеся являются равнозначными субъектами обучения (учитель – организатор процесса обучения, лидер).
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определенную цель – создать комфортные условия для обучения, при которых каждый учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при постоянном, активном взаимодействии его участников. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной мысли над другими. Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
В основе методов активного социально-психологического обучения лежит модель интерактивного обучения. Активность преподавателя уступает место активности учащихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.
Основу любого интерактивного метода составляет творческое задание, которое придает смысл обучению. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное решение, основанное на персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя.
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуаций.
Не поиск единственно правильного ответа, а умение решить проблему – суть интерактивного урока.
Во время такого обучения школьники учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать продуманные решения.
Интерактивные методы обучения в современном образовании.docx