Автор: Леучева Олеся Николаевна
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.
Предметные результаты проблемного диалога качественные знания за счёт познавательной мотивации.
Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Познавательные действия побуждающий диалог, развивающий творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные действия — это работа в парах, группах, учащиеся учатся слушать, договариваться, распределять роли
Регулятивные — методы поиска решения учат планированию, контролю.
Личностные результаты проблемного диалога — становление характера, мотивов, ценностей, усиливает познавательную мотивацию учения.
Проблемный диалог – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
В словосочетании «проблемный диалог» слово «проблемный» означает, что на уроке усвоения новых знаний должны присутствовать два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы происходит на этапе формулирования темы урока или выдвижения гипотез для дальнейшего исследования. На этапе формирования нового знания происходит поиск решения.
Слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения осуществляют ученики посредством специально организованного учителем диалога. Диалог может быть побуждающим (от проблемной ситуации, к гипотезам и проверке) и подводящим (к теме, от проблемы).
Рассмотрим некоторые методы постановки учебной проблемы на примере уроков обществознания и истории.
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:
— создание проблемной ситуации,
— побуждения к осознанию противоречия,
— побуждения к формулированию учебной проблемы,
— принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
В качестве примера хотелось бы привести следующую ситуацию, которую я создаю на уроке обществознания в 6 классе.
Учащимся предлагается текст с сообщением о детях-маугли и детях- детях-вундеркиндах (создание проблемной ситуации).
Вопрос учителя: — Что заметили? Какое противоречие налицо? (побуждение к осознанию противоречия: в обоих случаях речь идет о детях, но одни ведут себя, как животные, а другие – нет).
Вопрос учителя: — Какой возникает вопрос? Каких признаков в человеке больше: биологических или социальных? (побуждение к формулированию учебной проблемы: «Человек – существо биологическое или социальное?»)
Как правило, часть учеников считает, что человек биологическое существо, а часть – что социальное (принятие формулировок учебной проблемы).
В ходе урока, рассмотрев сущность наследственности и социализации, возвращаемся к проблеме и, совместно с учениками, формулируем вывод (открываем новое знание): «Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное».
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами.
Пример из истории России 6 класс.
1. «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован»
2. «Была ли неизбежна Февральская революция в России 1917 года?»
Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
2. Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. Данное задание способствует развитию логического мышления у школьников.
Примером подводящего к теме диалога может послужить используемый мной фрагмент этапа мотивации на уроке обществознания в 6 классе.
Вопросы учителя: зачем вы надеваете верхнюю одежду, выходя на улицу? (чтобы не замерзнуть, чтобы было тепло). Для чего вы обедаете? (чтобы утолить голод). Для чего вы ходите в школу? (чтобы получать знания, общаться с друзьями).
Подводящий к формулировке темы вопрос: как мы можем назвать все то, что необходимо человеку для жизни? (потребности) Так какая будет тема урока? (Потребности человека)
3. Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Прием актуальность.
Учитель: сегодня мы начинаем новую тему, а какую — вы легко догадаетесь сами, потому что с этой темой мы сталкиваемся достаточно часто. Вы приходите на урок литературы и знакомитесь с творчеством А. Пушкина. Часто слышите по телевидению «Большой театр в Москве», видите картины красивых дам, всадниц К. Брюллова, «Явление Христа народу» А. Иванова. На слуху у всех имена композиторов Глинка, Даргомыжский. Какой век объединяет эти достижения? Правильно первая половина XIX века. О чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно о культуре. Это и есть тема нашего урока.
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Как правило, выбор методов постановки проблемы и поиска решения зависит от типа содержания урока. В курсе обществознания исходными дидактическими единицами являются простые и сложные понятия-определения. Это и определяет мой выбор наиболее простых форм построения проблемного диалога. Тем не менее, диалогическая форма позволяет развивать творческое и логическое мышление на этапах постановки проблемы и поиска путей ее решения. Система опорных сигналов позволяет сконцентрировать внимание учеников на главном и абстрагироваться от второстепенного материала.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации компетентностного подхода к обучению. Данная технология является: результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, формирование универсальных учебных действий; здоровье сберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации, а возможность «открытия» нового знания ускоряет процесс понимания и запоминания нового материала; носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.