«Развитие мыслительной деятельности.Формы мышления»

Автор: Елисеева Ольга Ивановна
Развитие мыслительной деятельности. Формы мышления.

Мышление возникает из чувственного познания на основе практической деятельности. Для маленького ребенка важен процесс действий с познаваемыми предметами. На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая форма мышления — наглядно-действенное.

Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе их образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Эта форма проявляется при установлении связей, существующих между предметами и явлениями. О развитии данной формы мышления явно свидетельствуют вопросы детей: Отчего? Почему? Зачем? и т.д. Раньше всего ребенок усваивает функциональные связи: название, назначение предмета. Более сложными оказываются связи, которые как бы не лежат на поверхности предмета (пространственные, временные, причинно-следственные).

Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.

Следует учить ребенка анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации (т.е. умению группировать предметы по сходным признакам); побуждать к высказыванию собственных предположений.

Поэтому перед детьми необходимо ставить задачи, стимулирующие их
познавательную активность, требующие размышления, сравнения.

Особое внимание следует уделять задаче воспитания у детей познавательных интересов, которые формируются на основе любознательности. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение
деятельностью. Любознательному ребенку хочется просто все познавать, а что именно — не имеет значения. В этом и заключается недифференцированность любознательности. Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания и избирательностью. Он проявляется в стремлении ребенка познавать все новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, в причинно-следственные связи. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность.

Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи, а переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость, успех — придают уверенность в своих силах. Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах, творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать УСЛОВИЯ для реализации интересов ребенка. (например, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь модели, помочь развернуть игру, вовлекать в рисование и т.д.). ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС обладают огромной побудительной силой и заставляют ребенка стремиться к познанию, искать способы удовлетворения знаний.

Вопросы детей. Как на них отвечать?

Психологи делят вопросы детей на две группы, имеющих различные мотивы.

1. Познавательные. Мотив — познавательный. Дети стремятся что-либо узнать.

2. Коммуникативные. Мотив — привлечь взрослых к своим чувствам и переживаниям, установить контакт со взрослыми.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТАМ взрослых:

— уважительное и бережное отношение (т.е. необходимо вникнуть в мотив вопроса);

— учитывать особенности возраста. Отвечать в доступной и понятной для детей форме, не перегружая излишними фактами и описанием событий;

— предложить вместе найти ответ, используя различные источники (т. е. не всегда давать ответ в готовом виде).

РАЗДЕЛ «ОБУЧЕНИЕ»

(ДОШКОЛЬНАЯ ДИДАКТИКА)

Дошкольный возраст представляет собой систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, передачи и освоения ими знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, в объеме, предусмотренном программой.

Обучению принадлежит ведущая роль в умственном воспитании, т.к. в ходе него решаются в комплексе все задачи умственного воспитания.

Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Водовозова Е. Н., Лесгафт П. Ф., Тихеева Е. И., Флерина Е. А. Они тесно связывали дошкольное обучение с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей. В 50-х годах началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания и методики дошкольного обучения под руководством Усовой Александры Платоновны.

В своих исследованиях Усова А.П. показала роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дала характеристику учебной деятельности дошкольников и особенностей ее формирования, раскрыла содержание и методику обучения на занятиях. Предлагалось прямое обучение детей на коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Систематическое обучение было введено в практику работы детских садов в 1953 году. И это вызвало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х г были созданы методика музыкального воспитания (Метлов Н. А. и Ветлугина Н. А), методика изобразительной деятельности (Сакулина Н. П.), методика ФЭМП (Леушина А. М). Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (Запорожец А. В. Эльконин Д. Б. Давыдов В. В).

И в настоящее время разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (Новоселова С. Л, Парамонова Л. А. и др). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду, при которых стимулируется и даже поощряется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Субботский Е. В., Михайленко Н. Я. Короткова Н. А.)
Развитие мыслительной деятельности.docx